Собственно, история репортерских магнитофонов фирмы Sony началась в США, с первого американского (и фактически второго в мире) репортерского магнитофона Stancil Hoffman minitape:


Магнитофон был запущен в производство в 1948-м году, и, за неимением лучшего, пользовался популярностью как на радиостанциях, так и на киностудиях. Однако его главное достоинство - электропривод - оказалось и наиболее неприятным недостатком. Система стабилизации оборотов была ненадёжна, давала помехи, а питание двигателя от несъёмного свинцового аккумулятора снижало автономность магнитофона до 1,5 часа, тогда как накальной батареи хватало на 20 часов работы, а анодной - вообще на 40.
Поэтому когда английская фирма Boosey & Hawkes, специализировавшаяся на изготовлении музыкальных инструментов, в 1952-м году приобрела лицензию на производство такого магнитофона, электропривод был заменен на более привычный патефонный механизм. Так появился магнитофон Boosey & Hawkes Reporter:


Были добавлены режим воспроизведения и контрольный динамик, отсутствовавшие у прототипа. Магнитофон имел несколько версий - на скорости 9,5, 19 и 38 см/сек. 
По тому же пути пошла  в конце 1950-го - начале 51-го года малоизвестная японская фирма Totsuko (Tokyo Tsushin Kogyo, LTD), когда поступил соответствующий заказ от ведущей японской вещательной корпорации NHK. Так, путём творческого копирования Stancil Hoffman-а, и появился магнитофон Totsuko PT-1:

Японцы - не англичане, ни о какой лицензии в те годы речи, естественно, не было. 
По легенде, Матсару Ибука, со-основатель Totsuko, имел возможность изучить Stancil Hoffman Minitape во время войны в Корее, где его использовали американские корреспонденты NBC.

Впрочем, магнитофон был существенно усовершенствован по сравнению с прототипом. Появился полноценный режим воспроизведения, регулятор уровня записи и даже примитивный индикатор уровня записи на неоновой лампе. Была добавлена ручка обратной перемотки, вращавшая подающий подкатушечник через повышающий редуктор. Правда, для осуществления обратной перемотки ленту нужно было извлечь из тракта, и заправить по короткому пути. Ещё одним отличием от прототипа стал алюминиевый корпус. 

Электронный блок был выполнен легкосъёмным, как и у прототипа. Он никак не прикреплён к шасси, и просто лежит в гнезде из демпфирующего материала.

Позже для свободной продажи была выпущена модификация M-1. Скорость движения ленты была одна, 19 см/сек. АЧХ 100-5000 Гц, динамический диапазон 35 дБ.
Японская электроника тех лет не отличалась высоким (да и вообще каким-либо) качеством, поэтому первые репортерские магнитофоны за пределы Японии не попадали. И только высокая цена импортных магнитофонов обеспечивала японским поделкам устойчивый спрос внутри страны.

Появление портативных магнитофонов на японских радиостанциях сделало популярными новые жанры - "горячие" новости, выездные репортажи и уличные интервью. Последний жанр оказался настолько популярен, и так всех утомил, что даже вышел комикс, главный герой которого, Densuke, брал интервью у прохожих на улице. Комикс хорошо продавался, и одно время в Японии все портативные магнитофоны называли "Densuke". Фирма Totsuko даже зарегистрировала "Densuke" как торговую марку.

В 1955-м году модель PT-1/M-1 была заменена слегка усовершенствованной моделью PT-3/M-4/M-5:

Несъёмную заводную ручку сделали откидной.
Индикатор остатка завода пружины переместили к центру панели (на фото справа от выключателя):

Появились удобные фиксаторы катушек.
Общий вид с откинутой крышкой:

Принципиальная схема магнитофона:


Механизм обратной перемотки:

Шильд, серийный номер 17 (!):

Блок электроники с отсеком анодных батарей:


На тот момент фирма Totsuko сменила название на хорошо известное нам Sony. Магнитофон выпускался в двух модификациях, PT-3 и M-4/M-5. Впрочем, единственным отличием между ними является язык надписей. M-4 и M-5 поступали в свободную продажу, и имели английские надписи. Модель PT-3 предназначалась для NHK, и большая часть надписей была выполнена иероглифами. К сожалению, про отличия между M-4 и M-5 ничего не известно.
В середине 50-х фирма Sony была одним из пионеров внедрения транзисторов, однако до применения транзисторов в магнитофонах руки дошли только в 1957-м году. Якодзумы, не мудрствуя лукаво, взяли серийно выпускавшуюся модель M-4 и заменили схему на транзисторную. Так появилась модификация M-4T:



Внешне она почти ничем не отличалась от M-4. Легкосъёмный блок электроники был просто заменён на транзисторный, а накальная батарея перенесена в блок электроники на место анодной. В накальной батарее элементы "D" пересоединили последовательно, что дало 6В для питания транзисторной схемы.
Новый блок электроники:

Батарейный отсек является его частью.
Обратная сторона нижней крышки, видно шильд с принципиальной схемой и камертон для настройки скорости движения ленты:


Такое решение позволило дешево и быстро перейти на транзисторы. Причём японцы тут были не одиноки - так же поступила английская фирма EMI с магнитофоном RE321, немцы из Maihak с моделью MMK3-tr и наш завод имени Петровского с Репортером-3. Однако мир не стоял на месте, и уже к 1960-му году модель M-4T безнадёжно устарела.

Принципиальная схема магнитофона Sony M4T:


 

В 1961-м году фирма Sony выпустила новый репортерский магнитофон PT-4/EM-1:

Он, по-прежнему, имел патефонный привод, но габариты и вес магнитофона были заметно снижены по сравнению с моделью M-4T.

Нетрудно разглядеть определенное влияние на конструкцию и дизайн этой модели швейцарского шедевра от беглого поляка Кудельски, Nagra II:

Однако то, что было хорошо для начала 50-х, спустя 10 лет выглядело страшным анахронизмом.
Сохранилось разделение на модель PT-4, предназначенную для NHK, и EM-1 для свободной продажи с надписями на английском.
Скорость движения ленты 19 см/сек. Запись однодорожечная, на всю ширину ленты. Максимальный диаметр катушек 13 см.

Имелся даже счетчик времени звучания:

Его показания можно посмотреть через прозрачное окно в нижней панели магнитофона.

Примечательной особенностью патефонного механизма от Sony является то, что узел подмотки с фрикционной муфтой интегрирован в механизм, и приводится в движение непосредственно от главной шестерни блока пружины:

Ни в одном другом магнитофоне с патефонным приводом такого решения не встречается.

Лицевая панель магнитофона легко снимается:

Таким образом обеспечивается доступ к электронной части.

Вид на механизм при снятой электронной части:

Видно четырёхконтактный разъём, которым ЛПМ подключается к схеме. Окошко с красной полосой - указатель остатка завода пружины.

Качество исполнения как механики, так и электроники оставалось по-прежнему невысоким.

Шильд магнитофона:

Два иероглифа и цифра 37 обозначают 37-й год эпохи Сёва, соответственно магнитофон бы выпущен в феврале 1962-го года.

Впрочем, пора было переходить на электропривод. Новая модель репортерского магнитофона сохранила ряд черт PT-4/EM-1, однако создавалась явно с оглядкой на Nagra III.
Sony PT-5:

Если конструкция узлов стабилизации натяжения ленты явно позаимствована у Nagra III, то органы управления и компоновка лицевой панели перекочевали с Sony PT-4 с минимальными изменениями. Следует отметить, что фирме Sony удалось малой кровью сделать полноценные режимы перемоток вперед и назад, что так и не осилил Кудельски.
Привод ЛПМ осуществлялся сверхтихоходным двигателем постоянного тока с обратной связью по магнитному тахо-датчику, как и у Nagra III. Схема управления двигателем по большей части заимствована оттуда же.

Магнитофон имел раздельное питание схемы и двигателя:


Батарейный отсек сделан откидным для доступа к времязадающим цепям схемы управления двигателем:


ЛПМ:

Привод приёмного узла - пассиковый, через регулируемую фрикционную муфту. При включении режима перемотки вперёд фрикционная муфта блокируется. В центре видно массивный обрезиненный диск из бронзы. В режимах, отличных от "стоп", он прижимается к маховику тонвала, и вращается в противоположном направлении, что обеспечивает дополнительную стабилизацию скорости движения ленты. В режиме обратной перемотки вращение от бронзового диска передаётся на левый подкатушечник через алюминиевый ролик, а левый узел стабилизации натяжения ленты отключается.

Рычаг включения рабочего хода расположен на правом боку корпуса, аналогично модели PT-4/EM-1:

Назначение загадочной кнопки с иероглифами выяснить пока не удалось. Автоматический переводчик сих иероглифов не разумеет. Нажатие на кнопку не приводит к каким-либо изменениям в работе магнитофона ни в одном из режимов, хотя два провода от неё куда-то идут.

Шильд:

Судя по шильду, данный экземпляр выпущен в 1968-м году.
Запись производится на всю ширину ленты, скорость движения ленты 19 см/сек. Несмотря на то, что ЛПМ рассчитан на установку трёх головок, в данной модификации головок всего две, и сквозного тракта нет. Существовала модификация для киноиндустрии с головкой синхро-канала, предположительно она называлась PT-7/EM-4, и, видимо, была базовой.
Все надписи выполнены иероглифами, т.к. PT-5 делался по заказу NHK. Для свободной продажи магнитофон выпускался под названием EM-2 с надписями на английском.

Следует отметить неудачный замок крышки - черная кнопка на фото справа внизу. Её нужно было сдвигать вправо. Кнопка маленькая и неудобная, а тяга замка выполнена из низкокачественного алюминиевого сплава, и легко гнётся.

ЛПМ оказался весьма неплох, и на его базе была запущена в производство модель PT-5A/EM-3:


Шильд версии для NHK, год выпуска - 1972-й:


Ещё один шильд, год выпуска 1981-й(!):

Серийный номер 111872, то есть за 9 лет было выпущено чуть более 700 экземпляров.


Отличие всего в одной букве названия скрывает существенные различия внутри корпуса.
Магнитофон получил третью головку, и, соответственно, сквозной канал.
Наконец, скопировали с Nagra III более удобный замок верхней крышки.
Переключатель запись/воспроизведение перекочевал к рычагу включения рабочего хода:

Это позволило исключить случайное включение режима записи, что могло очень легко произойти с предыдущими моделями.

Питание стало единым для мотора и схемы, что дало возможность подключения унифицированного сетевого адаптера:


Следующая модель, PT-6A/EM-5, на базе данного ЛПМ выпускалась, как минимум, до 1987-го года (!), шильд:

Кому мог понадобиться монофонический катушечный репортерский магнитофон с единственной скоростью движения ленты в 1987-м году, история умалчивает...

Собственно, сам магнитофон Sony PT-6A/EM-5:

Забавно, что конструкция замков подкатушечников была оставлена без изменений в течение двадцати с гаком лет. В результате уже к концу 70-х годов далеко не всякие катушки можно было установить на этот магнитофон.


Зато была зачем-то изменена конструкция батарейного отсека:


Магнитофон получил крышку из прозрачного пластика:


И клёвый круглый индикатор уровня, а-ля Nagra:


Других существенных отличий не появилось.

Существовала и совсем загадочная, стереофоническая модификация на базе данного ЛПМ, глубокая переделка Sony EM-2:


Толщина корпуса несколько увеличена по сравнению с предыдущими моделями:

 

 

Применены нетиповые для Sony индикаторы уровня (более характерные для TEAC), движковые переключатели и разъёмы DIN-5:


Батарейный блок занимает не всё пространство под откидной крышкой:

Питание - от двух специфических Ni-cd аккумуляторов по 6В, соединённых последовательно.

Однако, судя по шильдику, не всё так однозначно:

Я так и не понял, каким образом можно в этот батарейный отсек запихать 8 батарей "C" и 6 "D"... С ноги, разве что.
Впрочем, этот странный шильдик стыдливо спрятан внутри корпуса.

Другая странность - применённые головки:

Стирающая - на всю ширину ленты, записывающая - двухдорожечная, а вот воспроизводящая - четырёхдорожечная (!). Причём четырёхдорожечная воспроизводящая головка установлена по центру ленты, совместимости с четырёхдорожечными записями нет. Все головки фирмы Sony, на винтах сохранилась заводская краска. Так что это - не творчество какого-то японского радиолюбителя, а так и было задумано.
На обратной стороне лицевой панели имеется разметка штангенциркулем в местах крепления переключателей и регуляторов уровня:



Аналоговая часть собрана на микросхемах:

Все остальные репортерские катушечные магнитофоны Sony имели полностью транзисторные схемы.
Установить год производства данной модификации пока не удалось.

Видимо, модель EM-2 делалась полу-кустарным способом из складских остатков.

Такой тип ЛПМ был хорош для 60-х годов, однако уже в 70-е требовалось что-нибудь получше. В 1975-м году Sony выпустила принципиально новую модель, TC-510/TC-5550:

Это наиболее совершенный репортерский катушечный магнитофон от Sony. 

Панель управления:

Магнитофон стереофонический, имеет сквозной канал. Две скорости движения ленты, 9,5 и 19 см/сек. Стеклоферритовые головки, достойный аудио-тракт, контрольный динамик, счетчик метража. Тем не менее, несмотря на наличие обводного ролика, привод счетчика осуществляется от подающего подкатушечника, поэтому показания счётчика не имеют отношения к минутам-секундам, и являются безразмерной величиной. 

ЛПМ сохранил определенную преемственность с предыдущей моделью, однако органы управления существенно изменились в лучшую сторону. Появилась кнопка паузы. Качество исполнения деталей и узлов заметно выше, чем, например, у модели  EM-3.
В батарейный отсек мог устанавливаться батарейный блок под 6х"D", либо специализированный Ni-cd аккумулятор, либо сетевой блок питания:


Двухдорожечные и четырехдорожечные версии магнитофонов отличались цифрой в конце названия, TC-5550-2 или TC-5550-4 соответственно. Впрочем, четырёхдорожечных магнитофонов было сделано немного, и они практически не встречаются.
Магнитофон оказался очень популярен, в том числе и за пределами Японии, и активно поставлялся на экспорт.

Существовала даже версия с синхро-каналом для нужд кино-индустрии, Sony APR-2003:

Она же на заглавной фотографии.

Для истинных маньяков в 1971-м году был сделан самый большой из репортерских магнитофонов Sony, TC-770/TC-772:

На него уже можно было устанавливать катушки диаметром 18 см. Три скорости движения ленты - 4,75/9,5/19 см/сек., клавишное управление. Питание раздельное для схемы и двигателя, от специального Ni-cd аккумулятора. Вес - 11 килограмм, для настоящих эстетов. Существовали двух- и четырёхдорожечные версии, причём двухдорожечная версия имела дополнительную четырёхдорожечную воспроизводящую головку, и наоборот.

ЛПМ одномоторный, пассиково-роликовый. Весьма неплохой аудио-тракт со всеми необходимыми настроечными элементами. Встроенного динамика нет, зато есть примитивный автостоп, компандерное шумопонижение и отключаемая регулировка скорости. Забавный нюанс в конструкции крышки - на внутренней стороне имеется пластмассовый элемент, не позволяющий закрыть крышку до конца, если включен тумблер питания.

Магнитофон не получил широкого распространения из-за больших габаритов и веса.