AFCO insurance premium finance - французская страховая компания.
LLOYD's - английская банковская группа.
Citroen - французский производитель автомобилей.
Comet - комета.
Freeman - свободный человек.
Что объединяет эти названия и термины? Наплевательское отношение японцев к копирайту в начале 60-х.


Итак, в конце 50-х в гаражике на окраине Токио японские инженеры сваяли портативный магнитофончик, и назвали его Comet:


Высоким качеством исполнения он не отличался, принципиальная схема поражала своей примитивностью, но аппарат имел сравнительно небольшие габариты (235х127х70мм.) и вес(1,9 кг).
Имелись даже обратная перемотка и стрелочный индикатор уровня записи! И это при цене менее 100 долларов!
Картину портило стирание и подмагничивание постоянным током.
Зато были реализованы две скорости движения ленты, 4,75 и 9,5 см/сек. И как реализованы!

Двигатель имел два переключаемых центробежных стабилизатора:


На скорости 9,5 см/сек. можно было даже записывать и воспроизводить музыку, но ленты на катушечках диаметром 8 см. хватало только на 10 минут звучания. На скорости 9,5 см/сек АЧХ была 150-6000 Гц, на скорости 4,75 см/сек АЧХ не нормировалась.
Пластмассовые детали в магнитофоне практически отсутствовали - в Японии на тот момент ещё не освоили модные пластики. Только металл!
Зато почти все детали магнитофона можно было изготовить либо штамповкой, либо токарной обработкой.
Высокий коэффициент детонации, вызванный фрикционной связью между валом двигателя и тонвалом, никого особо не беспокоил, за такие-то деньги.

Расположение динамика за фальшпанелью ЛПМ - не самый удачный, но единственно возможный при данной компоновке вариант. К сожалению, закрытие верхней крышки заметно снижало и так невысокое качество звучания.


Лентопротяжный механизм:

В режиме воспроизведения колесо на правом подкатушечнике за счёт смещения его оси прижималось к резиновому кольцу в верхней части тонвала. Фрикционная муфта встроена в подкатушечник.
В режиме обратной перемотки алюминиевый ролик  на подпружиненной оси передавал вращение с обрезиненной части тонвала на левый подкатушечник.
В режиме останова двигатель, расположенный в подпружиненной качающейся обойме, расцеплялся с обрезиненной частью тонвала.


Питался магнитофон от двух включенных параллельно комплектов по 6 батареек "AA":


Дело в том, что батарейки "АА" в конце 50-х имели невысокую токоотдачу. В более поздних вариантах магнитофона батарейный блок один.
Непонятно, из каких соображений японцы стали переименовывать этот магнитофон, но вариантов названий было в общей сложности более трёх десятков:

Fanon-Masco FTR-2, Stenotape TR-711, Honey Tone UN2, FUJIYA MTR252, LAFAYETTE RK-120, WEBCOR 2200, Freeman 550 и 660, Echoder, Lloyd's,
Realtone, Vornado, Olympus pencorder, Craig/JVC TR-403, Eiwacorder-400, Ricoh Commentator, Lafayette RK-135, Nanaola, Magnecorder, Vornado, VTG Summit, Moharch, Travel pak, и т. д.
Практически сразу из конструкции был убран двухскоростной мотор, и почти во всех последующих вариантах этого ЛПМ скорости переключались установкой/снятием насадки на тонвалу.

Ранний LLOYD's, переключатель скоростей уже отсутствует, зато появился штырь под насадку на тонвал:
Так же выпускался без каких-либо изменений под названиями Magnecorder и AFCO.

В начале 60-х была произведена некоторая модернизация.
Магнитофон получил новые, более удобные замки подкатушечников, броский дизайн, и кучу новых красивых названий.

AFCO executive:

Citroen Electronics 550:

Вот французы из Citroen  удивились бы, если бы узнали, что они ещё и магнитофоны в Японии делают!
 
Olympus Pencorder:

Начались эксперименты с форм-фактором.

Поздний LLOYD's:

JVC Stenotape:

Morze:

Nanaola:

Наконец, освоили литьё из прозрачного пластика, Travel Pak:

Появились и продвинутые варианты.

Citroen Electronics 660, за счёт увеличенного размера установлен более качественный динамик:

Впрочем все эти магнитофоны имели практически одинаковые ЛПМ, вплоть до взаимозаменяемости большинства деталей. И примитивная схема на 5-6 транзисторах менялась незначительно.
 
Один из вариантов принципиальной схемы:
Бросается в глаза "обратное" включение регулятора громкости. Таким образом сэкономили один электролитический конденсатор, но в результате на переменном резисторе присутствовало постоянное напряжение, что ускоряло его деградацию. 

Вершиной развития стал Craig Sound master 306, выпускавшийся во второй половине 60-х:

Он был в два раза больше, чем Comet, но имел всё тот же типовой ЛПМ:

Помимо снятия/установки насадки на тонвал, переключение скоростей могло осуществляться с помощью переключателя рядом с мотором:

Мотор при этом перемещался относительно тонвала, и с резиновой частью тонвала сцеплялись насадки большего или меньшего диаметра. Таким образом были возможны три скорости движения ленты, 4,75/9,5/19 см/сек. При этом данная модель - единственная, имевшая переключаемую частотную коррекцию. Клавишное управление, счётчик, автостоп, перемотка вперёд, кнопка паузы. Был даже регулятор тембра.

Автостоп (в вырезе направляющей стойки) и кнопка паузы:

Самое удивительное в этом мутантике то, что он - стереофонический!
Увы, на этом резервы модернизации типового ЛПМ были исчерпаны, к тому же мир постепенно завоёвывали компакт-кассеты...
  
Для таких магнитофонов характерны следующие проблемы:
1. Если магнитофон хранился при положении рычага переключения режимов, отличном от "Стоп", и вал мотора оставался на длительное время прижат к обрезиненной части тонвала, на ней образовывалась вмятина. Следствие - стук при работе, и рост и так немаленького коэффициента детонации. В некоторых пределах проблема может быть устранена по методу Евгения (Vintage Technics), втыканием в резину под вмятину вывода подходящего диаметра от какого-нибудь радиоэлемента.
2. Проблемы с обрезиненными деталями. От потери эластичности до растрескивания резинового покрытия.
3. Электродвигатель сделан на базе АльНиКо-магнита. Поэтому если ротор двигателя из-за загустевшей смазки или технической неисправности заклинен, подача питающего напряжения с высокой вероятностью приводит к размагничиванию статора. Двигатель при этом, как правило, после ремонта даже вращается, но нужного момента уже не создаёт. Увы, в данном случае помочь может только замена двигателя. Возможно, мне удастся найти способ заново намагнитить статор... Моторчиков с размагниченным статором накопилось достаточно для самых зверских экспериментов.
4. Японские электролитические конденсаторы тех лет не отличались высоким качеством и надёжностью, да и полвека - немалый срок для любых радиоэлементов. Один-два неисправных конденсатора - норма. Транзисторы, напротив, всегда исправны. Так же, как ни странно, ни разу не сталкивался с проблемами с переключателем воспроизведение/запись.
5. Загустевшая смазка в механизме. Несмотря на то, что ЛПМ изготовлен с большими допусками, старая смазка может создавать проблемы. Впрочем, механизм несложный и разбирается-собирается легко.
6. "Хрипящий" регулятор громкости. Помогает мытьё в ультразвуковой ванне.

Иногда складывается впечатление, что японцы не беспокоили себя контролем качества. Если механизм всегда собран и настроен более-менее добротно, то в электронной части нередки даже ошибки монтажа. Например, один из магнитофончиков не стирал старую запись, т. к. провод от стирающей головки был припаян не туда, куда нужно. В другом при настройке выставили нулевой ток покоя выходного каскада, плюс были перепутаны выводы регулятора громкости.

При сборке-разборке магнитофона следует обратить внимание на то, что все винтики имеют дюймовую резьбу. Терять их не стоит!
 
Следует отметить, что в первой половине 60-х Япония была достаточно бедной страной, и даже недорогие магнитофоны были не по карману большинству японцев. Поэтому почти все бытовые магнитофоны поставлялись на экспорт, в основном, в США. С другой стороны, профессиональные магнитофоны от Fuji, Totsyko и Sony из-за крайне невысокого качества исполнения были не востребованы за пределами Японии, но охотно приобретались японскими радиостанциями - цена импортных магнитофонов, мягко говоря, кусалась.