Multitrack здорового человека:



Multitrack курильщика:


Использование "широкой" (1/2 дюйма и шире) магнитной ленты не ограничивалось студийными и инструментальными многоканальными магнитофонами.

В 1965-м году австрийская фирма Shaub-Lorenz выпустила магнитолу Music-Center 5001.

В магнитофонной части использовалась лента шириной 4 (!) дюйма, на которой размещалось 126 дорожек по 22 минуты звучания, что обеспечивало 46 часов записи на катушку. Переключение между дорожками производилось механическим перемещением блока головок. Идея была, в общем-то, разумная: пользователь слушает радио, и если песня или передача понравились, включает запись, не заботясь о том, хватит ленты, или нет. Магнитола могла быть подключена в сеть через таймер, что позволяло записать передачу, которую по каким-либо причинам пользователь не мог прослушать в прямом эфире.
Качество записи было относительно неплохим, единственным неприятным нюансом было кратковременное прерывание звучания каждые 22 минуты при перемещении блока головок с одной дорожки на другую. Магнитофон не имел стабилизации скорости движения ленты, однако коэффициент детонаций был относительно невелик.
На базе консоли 5001 выпускалась магнито-радиола 5005, а в 1968-м году - даже стереофоническая магнитола 6000.
Тем не менее, формат не получил распространения и прожил относительно недолго, в конце 60-х фирма Shaub-Lorenz прекратила выпуск этих монстриков. Причины тут на поверхности - в то время бурно развивалось телевидение, и радиослушатели постепенно перемещались от радиоприёмников к голубым экранам. К тому же быстрое распространение портативных и миниатюрных радиоприёмников позволяло слушать радио где угодно, и опция записи по таймеру стала невостребованной. А в качестве источника фоновой музыки было гораздо рациональнее использовать появившийся к тому времени магнитофон 3M Cantata, где, к тому же, производителем были решены все вопросы с правообладателями.

Неожиданное продолжение этой истории имело место в СССР в виде магнитофона Садко-501:

Труба была пониже, да и дым пожиже - 38 дорожек на ленте шириной 50,3 мм. АЧХ - скромнее, КНИ и детонации - выше, общее время звучания намного меньше. На радио забили, в результате смысл конструкции становился вообще непонятен. К тому же выпуск данного мутантика был начат в 1973-м году, когда по вышеуказанным мной причинам такой формат был уже неактуален, и о нём даже начали забывать. Но советские люди не боятся трудностей! Производство продолжалось до 1975-го года, было выпущено порядка 10 000 экземпляров. Потребитель проголосовал рублём - магнитофон оказался никому не нужен от слова совсем. Несколько раз уценялся с начальной цены в 300 рублей аж до 22 рублей 50 копеек, и к 1985-му году был, наконец, распродан. Представляю, с каким облегчением вздохнули товароведы!

Однако применение данного формата звукозаписи имело место и в профессиональном оборудовании. В 60-е годы американская фирма Sound Scriber, специализировавшаяся на механических рекордерах, выпускала т.н. логгер (устройство для длительной записи звуковой информации) S-124:

Запись производилась на ленту шириной 2 дюйма, общая длительность записи была 24 часа на катушку. Имелась стабилизация скорости движения ленты. Магнитофоны S-124 использовались для фиксации телефонных и радиопереговоров, для записи эфиров на радиостанциях, и т.д. Выпускалась версия для нужд ВМФ:

Однако по мере совершенствования устройств магнитной записи начали производиться довольно качественные логгеры на базе стандартных ЛПМ,  и экзотика типа Sound Scriber-а уже к началу 70-х стала сходить со сцены.

И вот тут вожжа под хвост попала японской фирме TEC (Tokyo Electric Company), дочке Тошибы. В начале 70-х был выпущен 24-дорожечный магнитофон Labo:

Магнитофон был узкоспециализированный, и предназначался для... изучения иностранных языков.

22 дорожки по 15 минут были доступны только для воспроизведения, на них были записаны уроки. 23-я дорожка (обозначена, как "T", располагалась по центру ленты) была доступна как для воспроизведения, так и для записи, и предназначалась для отработки произношения. 24-я дорожка была недоступна, несмотря на гордую надпись "24-channels" на передней панели магнитофона. Всё-таки, японцы - забавные зверьки, ни за что не поверю, что они не понимали разницы между терминами "Channel" и "Track". Ну и недоступность одной из заявленных в названии 24-х дорожек дополнительно намекает на истинное отношение якодзун к потребителям в те годы.
Селектор дорожек перемещал только воспроизводящую головку, стирающая и записывающая головы были неподвижны, и находились на дорожке "Т" при любом положении селектора.
При записи к сигналу с микрофона примешивался сигнал выбранного урока  с пониженным уровнем, чтобы при последующем воспроизведении с дорожки "Т" ошибки произношения ученика были наглядно слышны, так сказать, в сравнении.
Чтобы при установке селектора на дорожку "Т" включение режима записи не приводило к возникновению обратной связи, было применёно нестандартное расположение головок в тракте: стирающая-воспроизводящая-записывающая, вот так вот!
Габариты устройства 330х230х120 мм, вес - порядка 5 кг.
ЛПМ магнитофона:

Асинхронный моторчик привода ЛПМ одновременно использовался как трансформатор питания.
Корпус был собран довольно качественно, все винты - с пластиковыми шайбами, поэтому железный ящик не резонировал даже при высокой громкости.
Принципиальная схема магнитофона:

Забавно, что, несмотря на наличие полноценного ГСП, стирание осуществлялось постоянным током. Но, полагаю, уровень шумов ленты - последнее, что беспокоило разработчиков.
Магнитофоны выпускались неплохими тиражами, и широко использовались в японских ВУЗах. Впрочем, за пределы Японии магнитофоны Labo не поставлялись.

В середине 70-х фирма TEC выпустила портативный 14-ти дорожечный магнитофон аналогичного назначения Labo 999:

По сложившейся годной традиции 14-я дорожка отсутствовала физически, 12 были доступны только для воспроизведения, 13-я (а точнее, 1-я) - ещё и для записи.
Лента шириной 1/2 дюйма была упакована в специальные легкосъёмные картриджи:

На конце ленты имелось приспособление для упрощения заправки.
Картриджи содержали 92 метра ленты, что давало 14 минут звучания на одну дорожку.

ЛПМ крупным планом:

Скорость движения ленты была стабилизирована, 9,5 см/сек. Присутствовал автостоп.
Схема уже на ОУ. При этом в ЛПМ был применён архаичный для середины 70-х моторчик со встроенным центробежным прерывателем.
АЧХ 100 Гц... 10 кГц.

Обратная сторона ЛПМ:

Питание 12 вольт, от восьми батареек "С" либо от входившего в комплект поставки сетевого адаптера. Так же в комплект поставки входила довольно стильная гарнитура.
Как и у предшествовавшей модели, переключение между дорожками осуществлялось механическим перемещением воспроизводящей головки. Стирающая и записывающая головки были неподвижны.
Механизм перемещения воспроизводящей головки:

В имеющемся у меня экземпляре разрушилась пластиковая шестерёнка, и этот механизм не работал. Напечатал на 3Д-принтере замену:

После замены шестерёнки и пары пассиков магнитофон заработал нормально.

Столько пыли в механизме мне ещё не встречалось:


В комплекте с магнитофоном достался его паспорт и рекламный проспект фирмы Labo:

Судя по рекламному проспекту, помимо курса английского языка, на картриджах выпускался набор аудиокниг на английском языке, причём 1-я дорожка так же содержала полезный сигнал, поэтому при прослушивании аудиокниг кнопку записи лучше было не нажимать. Аудиокниги - на разные возраста, от младших до старших классов. Среди рассказов для малышей обнаружилась английская интерпретация "Снегурочки", проиллюстрированная характерной этнической картинкой, правда, без медведЕй, матрёшек и балалаек.
Увы, паспорт и проспект - на японском, так что почти ничего не понятно.
К сожалению, запала у фирмы хватило только на курс английского языка. Другие языки, похоже, остались неохваченными. Попытки пристроить данные магнитофоны в музеи в качестве аудиогидов тоже как-то не задались, и во второй половине 70-х производство модели 999 было прекращено.