Даааа, после первой мировой войны Франция была уже не та... Одна из наиболее передовых технических держав, потеряв на полях сражений почти миллион мужчин,  перестала поспевать за прогрессом. Вторая мировая прошлась по Франции, можно сказать, в щадящем режиме, однако знатно потопталась по самомнению французов.
Можно только гадать, чем после второй мировой руководствовались французские инженеры при разработке магнитофонов, но иногда получались довольно странные результаты.
В 1952-м году расположенная в Нице фирма Acemaphone, уже имевшая опыт изготовления стационарных магнитофонов (например, магнитофон на заглавном фото), выпустила портативный магнитофон с патефонным приводом PA52B.
Оооо, это было что-то! Магнитофон был предназначен для работы с катушками диаметром 18 см. и представлял из себя довольно габаритистый и увесистый чемодан весом в 18 килограмм. Внутри ящика габаритами 530х230х200 мм находились аж два пружинных механизма: один приводил в движение тонвал, а второй обеспечивал подмотку приёмной катушки. Причём если завода первого механизма хватало всего на 7 минут, то второй работал 15 минут. Скорость движения ленты была 19 см/сек, АЧХ 50...9000 Гц, суммарный КНИ 3%. Коэффициент детонаций был традиционно для патефонных механизмов высок, 0,7%, но на такие мелочи тогда внимания не обращали. Магнитофон не имел стирающей головки, зато присутствовал полноценный сквозной канал, чем в то время мог похвастаться из портативных магнитофонов разве что английский EMI L2. Так же имелся полноценный ГСП.
Вообще изделия некоторых французских, итальянских и испанских фирм довольно легко датировать - по традиции в названиях магнитофонов присутствовал год начала производства. :-)
Судя по не сильно отличающемуся от нуля количеству сохранившихся экземпляров PA52B и нетипично скупому упоминанию об этом магнитофоне в профильной прессе тех лет (единственное кратенькое описание датировано 1954-м годом), чемодан не пользовался популярностью. Поэтому в 1957-м году была проведена работа над ошибками, и под руководством инженера Y. Sgubby была выпущена гораздо более компактная модель SPM57:

Магнитофон стал заметно меньше (330х240х160 мм), легче (7 кг), и получил ряд полезных фич, например, встроенный контрольный динамик и стрелочный измеритель уровня.
В 1959-м году была выпущена слегка усовершенствованная модель, SPM-59:

Впрочем, технические различия между моделями незначительны.
Магнитофон был расчитан под катушки диаметром 13 см, скорость движения ленты 19,05 см/сек.
Стирающая головка отсутствовала, сквозной канал присутствовал.
На крышке крепится приспособление для ручной обратной перемотки:


Панель управления:

С функциями всё очень неплохо, если забыть о том, что на дворе уже 1959-й год, Штефан наш Кудельски вовсю продаёт Нагру-III, и эпоха обклееных ледерином деревянных ящиков стремительно подходит к концу...
Магнитофон с закрытой верхней крышкой:


ЛПМ крупным планом:

Справа внизу можно увидеть фирменную фишку портативных магнитофонов Acemaphone - подтормаживающий ролик. На него было наклеено фетровое покрытие. В режиме рабочего хода он подводился к правой направляющей стойке, и обеспечивал натяжение ленты. У данного технического решения есть как плюсы, так и минусы. Плюс - в такой конструкции не требуются индивидуальные прижимы ленты для каждой головки, а они являлись источниками ряда проблем. К тому же натяжение ленты стабильно и не зависит от количества ленты на подающей катушке. Минус - фетр забивается грязью и требует регулярной очистки.
Унутренности:


Тракт воспроизведения:


Тракт записи:

8 ламп! Рекорд EMI L2 с его семью лампами побит!
Батарейный отсек:

Предназначен для установки анодной батареи Radio B-battery фирмы Pertrix на 67,5 вольт и двух батарей типа "D" на накал.
Сдвоенный патефонный механизм:

В целом, магнитофон довольно добротный, качественно собран, и имеет весьма неплохую для конца 50-х функциональность.
Увы, Nagra III оказалась могильным камнем для многих европейских производителей профессиональных портативных магнитофонов. Фирма Acemaphone не стала исключением. Производство модели SPM-59 было прекращено в начале 60-х.