Доклад на конференции в МТУСИ.

 


Магнитофон МИЗ-8 из коллекции музея вещательной техники в Останкино.


Введение
На начало 50-х годов 20-го века в СССР выпускался целый ряд как бытовых, так и профессиональных магнитофонов, в целом не уступавших иностранным образцам. Тем не менее, для нужд радиовещания и кинопроизводства, помимо стационарных и переносных моделей, требовались и портативные магнитофоны с автономным питанием.
С 1939-го по 1945-й годы в Германии выпускался первый в мире портативный магнитофон с автономным питанием Tonschreiber-c (A). Лентопротяжный механизм (далее ЛПМ) магнитофона приводился в движение пружинным приводом, аналогичным патефонному. Магнитофон мог записывать речь на заранее размагниченную ленту. Режим воспроизведения отсутствовал. Тракт записи был предельно упрощённым и не содержал усилительных приборов, поэтому качество записи было невысоким. По окончанию военных действий производство магнитофона было прекращено, однако отдельные инженеры неоднократно дополняли ЛПМ полноценными усилителями воспроизведения (далее УВ) и усилителями записи (далее УЗ). Одним из наиболее удачных вариантов был репортерский магнитофон Gondi, собранный инженером Карлом Эриком Гондессеном. После ряда доработок Gondi был принят к производству фирмой Maihak из Гамбурга под названием Maihak R25 или MMK1.


Рис. 1 Репортерский магнитофон Maihak MMK1.

С 1952-го года выпускалась его усовершенствованная версия MMK3.
Помимо магнитофонов Maihak на конец 1952-го года серийно выпускались следующие портативные магнитофоны с автономным питанием: Amplicorp Magnemite 610 (США, патефонный привод), Travis Tapak Newsmaker (США, патефонный привод),  EMI L2 (Великобритания, электропривод), Boosey & Hawkes Reporter (Великобритания, патефонный привод),  Totsuko PT-1 (Япония, патефонный привод), Nagra I (Швейцария, патефонный привод). Выпуск магнитофона Stancil Hoffman M5A, оказавшего существенное влияние на индустрию, к тому времени был уже прекращён.
Следует отметить, что советские разработчики портативных профессиональных катушечных магнитофонов ориентировались, в основном, на немецкие, а впоследствии на швейцарские конструкции.

Магнитофон МИЗ-8 / Днепр-8
В 1953-м году на базе Всесоюзного Научно-Исследовательского Института Звукозаписи (ВНАИЗ) был разработан и запущен в производство первый советский репортерский магнитофон МИЗ-8 (см. рис. 23). В 1954-м году его производство было передано на Киевский Завод Радиоаппаратуры, где он выпускался под названием Днепр-8 [1].

 

Рис. 2. МИЗ-8 из коллекции Политехнического музея.
Магнитофон имел АЧХ 200…5000 Гц, и очень компактные размеры - 270х175х150мм. Из иностранных репортерских магнитофонов тех лет меньшие размеры имели только изделия фирмы Nagra.
ЛПМ приводился в движение патефонным механизмом. Кинематическая схема позаимствована у выпущенного годом ранее немецкого репортерского магнитофона Maihak MMK3.

Магнитофон Maihak MMK3.

Для снижения коэффициента детонаций кинематическая схема Maihak была дополнена  ещё одним паразитным роликом.
В большинстве источников указано, что скорость движения ленты у магнитофона МИЗ-8 была 26 см/сек, в отличие от  9,5 см/сек у Днепра-8. Вынужден критически отнестись к данному утверждению. Магнитофоны имели одинаковый диаметр тонвала.
При этом в магнитофоне Днепр-8 использовался стандартный патефонный механизм на 78 об/мин. А про изготовление специального патефонного механизма для МИЗ-8 ничего не известно.

Стробоскоп на тонвалу Днепра-8 (сверху) и МИЗа-8 (снизу). Количество меток одинаковое, соответственно скорость движения ленты совпадает.

Рис. 3. Кинематическая схема ЛПМ магнитофона «Днепр-8» [2]
ЛПМ имел полноценный режим обратной перемотки, что выгодно отличало Днепр-8 от большинства иностранных репортерских магнитофонов тех лет.
Переключение режимов ЛПМ осуществлялось с помощью съёмного ключа, который, к сожалению, легко терялся. Магнитофон имел указатель остатка завода пружины. Следует отметить, что у ранних экземпляров Днепра-8 конструкция указателя отличается. Магнитофон с серийным номером 9 имеет указатель на основе гайки с малым шагом резьбы, расположенной на оси пружины. Гайка (поз. 1 рис. 4) удерживается штифтом, закреплённым на обойме пружины. Таким образом, при заводе пружинного механизма гайка раскручивается и перемещается вверх по оси, а при рабочем ходе гайка закручивается и перемещается вниз. С помощью рычажного механизма (поз. 2 рис. 4) вертикальное перемещение гайки преобразуется в поворот тяги (поз. 3 рис. 4), на которой закреплена шкала с цифрами, индицирующими остаток завода пружины. Тяга закреплена на оси приёмного подкатушечника и прижимается к рычажному механизму с помощью пружины (поз. 4 рис. 4). Данная конструкция позаимствована из  патефонных механизмов фирмы Thorens. Так же в начале 60-х годов применялась в магнитофонах с патефонным приводом Sony PT-4/EM-1.
Рис. 4. Конструкция ранней версии указателя остатка завода пружины.
Впоследствии конструкция указателя была упрощена. Во всех остальных известных экземплярах Днепра-8 работа указателя основана на сжатии пружины (поз. 1 рис. 5), расположенной на оси заводной ручки, по мере завода пружинного механизма.
Рис. 5. Конструкция поздней версии указателя остатка завода пружины.
К сожалению, данная конструкция, видимо, имела «слабые места», т.к. мне не известно ни одного экземпляра Днепра-8 с исправным указателем этого типа. Так, на рис. 5 указатель переделан, видимо, после поломки. Осью тяги указателя (поз. 2 рис. 5) должен быть винт (поз. 4 рис. 5). Резьбовая втулка, в которую установлена данная тяга на рис. 5, должна служить для крепления хвоста пружины (поз. 3 рис. 5). О применении подобных указателей в иностранных образцах патефонных механизмов мне ничего не известно, так что, возможно, этот вариант конструкции указателя является оригинальным.

Рис. 6. Блок электроники.
Магнитофон питался от двух батарей 373 (накал) и одной батареи ГБ-60 на 66 вольт.
Переключение между режимами записи и воспроизведения осуществлялось установкой в выходное гнездо штекера микрофона или штекера наушников. Какой-либо индикатор уровня записи отсутствовал. Настраивать уровень записи предполагалось при пробной записи с последующим воспроизведением. [3]  Схема была собрана на микро-лампах 0,6П2Б и 1П2Б (см. рис. 6).
Технические параметры [3]:
Скорость движения ленты 9,53 см/сек.
АЧХ 200 Гц…5 кГц
Уровень шумов -35 Дб.
Габариты 275х175х150 мм.
Вес с принадлежностями 6 кг.
Запись осуществлялась на всю ширину ленты.

Рис. 7. Микрофон МДМ-2 и штекера переключения режимов.
В качестве стирающей головки использовался постоянный магнит на легкосъёмном креплении.

Рис. 8. Стирающая головка.
Всего было выпущено порядка 1000 экземпляров.
Следует отметить, что Днепр-8 на момент начала производства не уступал лучшим иностранным репортерским магнитофонам.

 


Разукомплектованный магнитофон "Репортер" из коллекции музея вещательной техники в Останкино.

Магнитофоны Репортер / Репортер-2 / Репортер-3
В 1956-м году Горьковским заводом имени Петровского была выпущена опытная партия портативных магнитофонов «Репортер» [1]. Магнитофон имел электропривод на базе двигателя постоянного тока с центробежным прерывателем и был собран на полупроводниках. К сожалению, низкая надёжность а так же невысокие характеристики ранних полупроводниковых приборов не позволили запустить магнитофон в серийное производство. В связи с этим в 1957-м году магнитофон был перепроектирован под схемотехнику на малопотребляющих и миниатюрных лампах. Серийное производство нового магнитофона, получившего название «Репортер-2» (М30) началось в сентябре 1957-го года и продолжалось по 1959-й год включительно.
Рис. 9. Магнитофон «Репортер-2» выпуска 1958-го года.
Дизайн магнитофона основан на компоновке немецких стационарных магнитофонов середины 50-х, однако конструкция магнитофона полностью оригинальная, включая кинематику, схемотехнику и органы управления.
Рис. 10. Передняя панель магнитофона.
ЛПМ магнитофона имел режим обратной перемотки, так же в режиме рабочего хода обеспечивалась стабилизация натяжения ленты на подающем узле. ЛПМ приводился в движение двигателем ДКС-8.

Рис. 11. Шасси магнитофона «Репортер».
Электронная часть собрана на лампах 0,6П2Б и 2П1П. Контроль уровня записи был возможен с помощью встроенного стрелочного индикатора. К сожалению, стирающая головка у магнитофона отсутствовала, и запись можно было производить только на предварительно размагниченную ленту. Впрочем, подобное техническое решение применялось в большинстве портативных репортерских магнитофонов того времени.
Магнитофон имел раздельные тракты записи и воспроизведения, что позволяло оперативно контролировать качество записи. Запись осуществлялась на всю ширину ленты.
Для подключения микрофона и линейного выхода использовались специфические байонетные разъёмы, так же применявшиеся в бытовых магнитофонах «Романтик» ранних выпусков.
Технические характеристики магнитофона «Репортер-2» [4]:
Скорость движения ленты 19,05 см/сек
АЧХ 50 Гц… 10 кГц
Уровень шумов -55 дБ
Коэффициент детонации 0,5%
Габариты 300х230х118 мм
Вес с батареями и сумкой 8 кг
Магнитофоны ранних выпусков комплектовались микрофоном МД-35, поздних выпусков – МД-55. Питался магнитофон от батареи двигателя 15-РММЦ-12Ч и комбинированной анодно/накальной батареи 150-МАНМЦ-34.

Рис. 12. Батарея двигателя.
Управление магнитофоном осуществлялось движковым переключателем и комбинированной ручкой. С помощью движкового переключателя можно было включить режим обратной перемотки, либо перевести магнитофон в режим записи. При этом справа от крышки блока головок располагалась кнопка блокировки записи. Повернув комбинированную ручку из крайне левого положения по часовой стрелке можно было включить питание аналоговой части магнитофона. Режим рабочего хода включался выдвижением ручки на себя. Вращением ручки регулировался уровень записи. Обращает на себя внимание неудобство и неочевидность органов управления, а так же отсутствие на панелях необходимых пояснительных надписей.
Магнитофоны 1959-го года выпуска получили иную окраску фальшпанели, см. рис. 13.
Рис. 13. Магнитофон «Репортер-2» выпуска 1959-го года.
«Репортер-2» комплектовался специфическими катушками, см. рис. 13.
Всего было выпущено порядка 4000 экземпляров.
Магнитофон имел, безусловно, передовую конструкцию, и, несмотря на ряд недостатков и архаичную элементную базу, на конец 50-х годов не уступал лучшим иностранным репортёрским магнитофонам, за исключением, разве что, Nagra III.
К концу 50-х годов отечественные транзисторы достигли приемлемого для серийной техники уровня надёжности и повторяемости, что ставило вопрос о создании транзисторного репортерского магнитофона. Завод имени Петровского провёл модернизацию магнитофона «Репортер-2» с заменой ламповой схемы на транзисторную. С 1960-го года новый магнитофон выпускался под названием «Репортер-3» (М75) [1]. Производство продолжалось до середины 60-х.

Рис. 14. Магнитофон «Репортер-3».
Репортерские магнитофоны не являлись основной продукцией завода имени Петровского, и отношение к устранению их недостатков и к их модернизации было соответствующим. Модернизация магнитофона проводилась таким образом, чтобы при производстве новой модели по максимуму сохранить технологическую оснастку. В результате, несмотря на выявленные при эксплуатации «Репортера-2» проблемы, завод не только не устранил их при разработке «Репортера-3», но и добавил в конструкцию новые «слабые места».
ЛПМ и органы управления были оставлены без изменений. Печатный монтаж не применялся, схема собрана навесным монтажом. При переходе на транзисторную схемотехнику появилась возможность уменьшить толщину магнитофона со 118 до 80 мм. При этом размещение индикатора уровня на передней панели стало невозможным, и он был перенесён на верхнюю панель. При штатном положении магнитофона в сумке на плече контроль уровня записи стал затруднён, это заставило разработчиков ввести в конструкцию откидную крышку индикатора с зеркальной поверхностью на внутренней стороне. Крышка могла фиксироваться под углом 45 градусов, что позволяло  контролировать уровень записи по отражению стрелочного индикатора в зеркале.
Отсек анодно-накальной батареи был удалён, а в отсеке батареи двигателя разместили 5 батарей 3336 (международное обозначение 3R12). Две последовательно соединённые батареи питали электронную часть, три – электродвигатель. К сожалению с целью сохранения технологической оснастки разработчики,  уменьшив высоту батарейного отсека, остальные его габариты оставили прежними, и установка батарей производилась под углом с предварительным закреплением их на специальном картонном кондукторе.
АЧХ магнитофона была расширена до 40 Гц… 12 кГц [5].
Пользователи отмечали следующие недостатки магнитофона:
1.Из-за неудачной конструкции датчика натяжения лента периодически выскальзывала из тракта.
2.Неудобство органов управления.
3.Неудобный чехол.
4.Крайне неудачная конструкция разъёмов.
5.Проникновение помех от электродвигателя в аудио-тракт.
6.Низкая надёжность контактных групп переключения режимов.
7.Ненадёжный контакт батарей с клеммами батарейного отсека.
8.При вытекании электролита из батарей часто происходило разрушение картонного кондуктора, без которого установка и фиксация батарей в батарейном отсеке превращалась в довольно сложную задачу.
9.Неудачное расположение индикатора уровня.
Пункты с 1 по 6 характерны как для «Репортера-3», так и для «Репортера-2».
Журнал «Радио» в 1962-м году писал: «Магнитофон «Репортер-3» выпускается уже давно, но до сих пор многие недоделки в его схеме и конструкции показывают, что коллектив, его изготовляющий, не борется за честь фабричной марки.» [6]
Помимо накопившихся технических недостатков, к середине 60-х данная конструкция, безусловно передовая на момент своего запуска в производство, безнадёжно устарела. В результате производство репортерских магнитофонов на заводе имени Петровского было прекращено.
 


Интервью у Семена Семёновича Горбункова берут на "Репортер-5"...

Магнитофон «Репортер-5»
Несмотря на то, что магнитофоны «Репортер-5» и «Репортер-6» производились в Венгрии, большая их часть поставлялась в СССР, поэтому в рамках данной работы следует привести их описание.
Рис. 15. Магнитофон «Репортер-5».
«Репортер-5» выпускался в Будапеште с 1965-го года [1]. ЛПМ магнитофона и часть принципиальной схемы позаимствованы у выпускавшегося с 1961-го года швейцарского репортерского магнитофона Stellavox SM-5.
Рис. 16. Магнитофон Stellavox SM-5.
К сожалению, благодаря быстрым темпам развития аппаратуры магнитной звукозаписи к середине 60-х Stellavox SM-5 уже был устаревшей конструкцией.

Рис. 17. ЛПМ магнитофона «Репортер-5»

Рис. 18. ЛПМ магнитофона Stellavox SM-5
Несмотря на отсутствие внешнего сходства между данными магнитофонами, из сравнения рис. 17 и 18 можно увидеть, что ЛПМ магнитофона «Репортер-5» является зеркальной копией ЛПМ магнитофона Stellavox SM-5. Разве что увеличение габаритов ЛПМ, вызванное переходом от катушек диаметром 80 мм к катушкам диаметром 95 мм, потребовало замены роликового привода обратной перемотки на пассико-роликовый.
Так же у Stellavox заимствовано соединение печатной платы аналоговой части с ЛПМ с помощью разъёма.
Из принципиальной схемы Stellavox SM-5 заимствованы с незначительными изменениями генератор стирания/подмагничивания (далее ГСП), усилитель-детектор индикатора уровня и схема управления двигателем.
«Репортер-5», как и его прототип, не имел раздельных каналов записи и воспроизведения. Так же отсутствовал режим перемотки вперёд.
Магнитофон был спроектирован под катушки диаметром 3 ¾ дюйма, поэтому из-за конструкции фальш-панели стандартные в СССР катушки диаметром 100 мм не могли быть установлены, а катушки меньшего диаметра были в СССР редкостью. Однако при снятой фальш-панели установка катушек диаметром 100 м. становилась возможной. В результате большинство магнитофонов «Репортер-5» эксплуатировались в СССР со снятой фальш-панелью, и она часто утрачивалась.
Параметры магнитофона [7]:
Скорость движения ленты 9,5 см/сек.
Коэффициент детонации 0,5%
АЧХ 60 Гц…10 кГц.
Габариты 227х180х70 мм.
Вес 2,6 кг без батарей.
Запись осуществлялась на всю ширину ленты.
Питание магнитофона осуществлялось от 6-ти элементов 373 либо от сетевого адаптера.
Магнитофон комплектовался удобным микрофоном со складной подставкой и телескопической стойкой. Для целей синхронной записи звука выпускалась версия магнитофона с каналом пилот-тона.
«Репортер-5» - в целом надёжный и удобный в эксплуатации, пусть и устаревший ко второй половине 60-х годов магнитофон.
Магнитофон «Репортер-6»
С 1970-го года на замену устаревшему «Репортёру-5» в Венгрии был начат выпуск магнитофона «Репортер-6» [1]. Магнитофон так же поставлялся в СССР в больших количествах.
Рис. 19. Магнитофон «Репортер-6».
В магнитофоне применена оригинальная кинематическая схема, см. рис. 20.
Рис. 20. ЛПМ магнитофона «Репортер-6».
Появился полноценный режим перемотки вперёд. Электродвигатель получил электронную схему управления. Тем не менее, схемотехника аналоговой части по сравнению с «Репортером-5» изменилась незначительно. Сохранился и  универсальный тракт воспроизведения/записи.
Магнитофон выпускался в двух модификациях, со скоростью движения ленты 9,53 см/сек и 19,05 см/сек. Выпускалась модификация с каналом пилот-тона. Запись осуществлялась на всю ширину ленты.
Параметры магнитофона [8]:
АЧХ для 9,53 см/сек 60 Гц… 12 кГц
АЧХ для 19,05 см/сек 40 Гц… 14 кГц
Коэффициент детонации 0,3%
Габариты 245х240х90 мм.
Вес 4 кг.
Производство магнитофона «Репортёр-6» в первой половине 70-х годов можно считать историческим недоразумением. Следующий репортерский магнитофон того же производителя, «Репортер-7», был уже кассетным.
Магнитофон Ритм-репортер (25Д57М)
Магнитофон «Ритм-репортер» выпускался Ленинградским оптико-механическим объединением с 1977-го года по конец 80-х [1].
Входил в состав комплекса синхронной звукозаписи КЗМП7 и предназначался для синхронной записи звукового сопровождения при съёмке кинофильмов. Помимо этого широко использовался, как репортерский магнитофон, а так же в научных целях.
Рис. 21. Магнитофон «Ритм-репортер».
Компоновка частично позаимствована у швейцарского магнитофона Stellavox SP-7.
Рис. 22. Магнитофон Stellavox SP-7.
По сравнению с прототипом магнитофон был заметно упрощён. Была оставлена всего одна скорость движения ленты, 19,05 см/сек. Блок головок стал несъёмным. Разработчики отказались от контрольного динамика и от модульной конструкции электронной части. Если Stellavox мог быть сконфигурирован, как стереофонический магнитофон, то «Ритм-репортер» был монофоническим аппаратом.
Рис. 23. Кинематическая схема ЛПМ магнитофона «Ритм-репортер» [9].
Рис. 24. Компоновка магнитофона Stellavox SP-7.
Сравнивая рис. 23 и рис. 24 можно сделать вывод, что, несмотря на внешнее сходство,  ЛПМ магнитофона «Ритм-репортер» не является копией  ЛПМ Stellavox SP-7.
Тем не менее, оба магнитофона, как и большинство магнитофонов фирмы Nagra, не имели полноценного режима перемотки вперёд, вместо которого предполагалось использовать ускоренное воспроизведение.
Рис. 25. Компоновка магнитофона «Ритм-репортер».
Из рис. 25 видно, что внутренняя компоновка магнитофона «Ритм-репортер» ближе к изделиям фирмы Nagra, а конструкция датчиков натяжения в значительной части заимствована у  магнитофонов серии Nagra IV.
Электронная часть магнитофона - собственная разработка ЛОМО. Общим проводом являлась плюсовая клемма питания, что в 70-е уже практически не практиковалось, и было характерно, опять же, разве что для портативных магнитофонов фирмы Nagra.
Присутствовал полноценный сквозной канал, микшер на два микрофона, отключаемый лимитер, отключаемый фильтр НЧ, режим подготовки к записи и канал пилот-тона.
Запись осуществлялась на всю ширину ленты.
Технические параметры [9]:
АЧХ 40 Гц… 12,5 кГц.
Коэффициент детонаций 0,12%.
Уровень шумов -58 Дб.
Габариты 286х225х86 мм.
Масса 4 кг.
Питание осуществлялось от сетевого адаптера или от легкосъёмной аккумуляторной батареи, собранной из 12-ти дисковых Ni-Cd аккумуляторов Д-0,55, см. рис. 26.
Низкая надёжность и долговечность аккумуляторов Д-0,55 создавала проблемы при эксплуатации магнитофона. Потребляемый магнитофоном ток был близок к предельно допустимому для данного типа аккумуляторов, что дополнительно снижало срок службы батареи. Магнитофон мог дополнительно комплектоваться внешним батарейным блоком в виде поясного ремня под батареи 373, однако его конструкция не обеспечивала надёжного контакта батарей с токосъёмниками.
Рис. 26. Аккумуляторная батарея магнитофона «Ритм-репортер».
Магнитофон выпускался значительными тиражами и широко использовался на территории СССР. В целом «Ритм-репортер» соответствовал задачам, под которые проектировался. Следует отметить высокую надёжность магнитофона. Несмотря на возраст и длительную интенсивную эксплуатацию, магнитофоны «Ритм-репортер», как правило, и сейчас более-менее работоспособны. Проблемными узлами являются детали из полиуретана, который деградирует от возраста и разрушается (покрытие прижимного ролика и упругие элементы замков подкатушечников).
 

Применение магнитофона Ритм-2 по его прямому назначению (документальный фильм "У истоков молочной реки", 1973 г.).

Магнитофоны «Ритм» и «Ритм-2»
Магнитофон «Ритм» выпускался ЛОМО с 1962-го года [1]. Предположительно входил в состав комплекса синхронной звукозаписи КЗМП2 и предназначался для синхронной записи звукового сопровождения при съёмке кинофильмов.
Рис. 27. Магнитофон «Ритм».
Предположительно являлся репликой швейцарского магнитофона Perfectone EP6A (рис. 28).
Рис.28. Магнитофон Perfectone EP-6A
Технические параметры магнитофона «Ритм» [1]:
Скорость движения магнитной ленты 19,05 см/сек.
АЧХ 50 Гц… 12 кГц.
Максимальный диаметр катушек 13 см.
Имел встроенный канал пилот-тона.
Запись осуществлялась на всю ширину ленты.
Параллельно с магнитофоном «Ритм» в первой половине 60-х на Грозненском радиозаводе выпускались магнитофоны «Соната» и «Соната-2» (рис. 29), предположительно входившие в состав комплекса синхронной звукозаписи КЗМП1. «Соната» и «Соната-2» отличались скоростью движения магнитной ленты. Не имели встроенного батарейного отсека, и питались от внешнего источника на 24 В. Несмотря на некоторое сходство с магнитофоном Perfectone EP-6A, «Соната» и «Соната-2» имели мало общего с ним во внутренней компоновке. Применён целый ряд технических решений, отсутствовавших в Perfectone. Например, после заправки ленты блок головок можно закрыть выдвижным магнитным экраном, конструкция которого позаимствована у стационарных магнитофонов фирмы Ampex. Присутствовал полноценный режим  перемотки вперёд, не реализованный в Perfectone. За режимы перемоток отвечал отдельный асинхронный двигатель на 220 В 50 Гц (!), питание которого осуществлялось от трансформаторного повышающего преобразователя. При этом тонвал и фрикционный узел подмотки приводился в движение двигателем постоянного тока.
Магнитофоны монофонические, запись на всю ширину ленты. Присутствовал синхро-канал. Часть регулировочных элементов УВ и УЗ были доступны через отверстия в лицевой панели.
К сожалению, подробная информация по данным магнитофонам либо отсутствует в свободном доступе, либо является ложной.
Рис. 29. Магнитофон «Соната-2».
С 1970-го года на замену магнитофону «Ритм» был начат выпуск магнитофона «Ритм-2» (25Д-43, рис. 30) [1]. Магнитофон входил в состав комплекса синхронной звукозаписи КЗМП3.
Рис. 30. Магнитофон «Ритм-2».
Кинематическая схема ЛПМ магнитофона «Ритм-2» не имела существенных отличий от Perfectone EP-6A, за исключением развернутого на 45 градусов узла обратной перемотки и добавленных в кинематику двух паразитных роликов. По примеру следующей модели Perfectone - EP-6AII, «Ритм-2» получил встроенный микшер на два микрофона.
Питание осуществлялось от встроенной батареи Ni-Cd аккумуляторов (рис. 31) либо от сетевого адаптера.
Рис. 31. Аккумуляторная батарея магнитофона «Ритм-2».
Рис. 32. Компоновка магнитофона «Ритм-2».
Рис. 33. Компоновка магнитофона Perfectone EP-6AII.
Магнитофон получился больше и тяжелее предшественника при близких технических параметрах и том же максимальном размере устанавливаемых катушек.
Технические параметры [1]:
Скорость движения ленты 19,05 см/сек.
АЧХ 40 Гц…12 кГц.
К сожалению, деградирующее от времени полиуретановое покрытие присутствовало на фрикционном ролике обратной перемотки и на прижимном ролике.
Поскольку «Ритм-2» являлся дальнейшим развитием магнитофона Perfectone EP-6AII, устаревшего уже в первой половине 60-х годов, можно считать комплекс синхронной звукозаписи КЗМП3 ещё одним историческим курьёзом.
Магнитофоны «Ритм-310» и «Ритм-320»
Магнитофоны «Ритм-310» и «Ритм-320» собраны на базе одного и того же ЛПМ, являющегося копией ЛПМ швейцарского магнитофона Nagra IV.
Монофонический магнитофон с синхро-каналом «Ритм-310» (рис. 34, 2Д-55) выпускался ЛОМО с 1975-го года. Входил в состав комплекса синхронной записи звука КЗМП5. Мог комплектоваться контрольным монитором ЛОМО 30А31 (рис. 35).
Рис. 34. Магнитофон «Ритм-310».
Рис. 35. Контрольный монитор ЛОМО 30А31.
При проектировании контрольного монитора 30А31 в качестве основы был, скорее всего, использован монитор Nagra DSM (рис. 36). Несмотря на внешние различия, оба монитора являлись двухполосными, обладали близкими габаритами и сходным функционалом. Так же имели место сходные схемотехнические решения.
Рис. 36. Контрольный монитор Nagra DSM.
К сожалению, из-за применения менее удачных динамических головок, контрольный монитор ЛОМО 30А31 заметно уступал Nagra DSM по качеству звучания.
Магнитофон «Ритм-310» был близок к прототипу по функционалу, компоновке и аудиопараметрам, за исключением того, что магнитофоны серии Nagra IV имели две скорости движения ленты и три варианта частотной коррекции. Все магнитофоны серии «Ритм» имели одну скорость движения ленты и один вариант частотной коррекции, CCIR.
Технические параметры:
Скорость движения ленты 19,05 см/сек.
Коэффициент детонаций 0,06.
АЧХ 31,5 Гц…16 кГц.
Уровень шумов -56 Дб.
Габариты 334х250х105 мм.
Вес 5,4 кг.
Максимальный диаметр устанавливаемых катушек 18 см.
Запись осуществлялась на всю ширину ленты.
Питание от 12 цилиндрических Ni-cd аккумуляторов, устанавливаемых во встроенный батарейный отсек, либо от внешнего источника питания. Габариты аккумуляторов несколько больше стандартных батарей типа 373 (“D”), поэтому для установки батарей вместо аккумуляторов пользователи применяли импровизированные токопроводящие проставки.
Присутствовал сквозной канал, контрольный динамик и встроенный микшер на два микрофона.
С 1977-го года по конец 80-х на базе данного ЛПМ производился стереофонический магнитофон «Ритм-320» (2Д-69, рис. 38) [1]. Входил в состав комплекса синхронной записи звука КЗМП9. Мог комплектоваться двумя контрольными мониторами ЛОМО 30А31.
Рис. 38. Магнитофон «Ритм-320» с внешним батарейным блоком.
Из-за расширенного функционала разработчикам пришлось удалить из магнитофона встроенный батарейный отсек. Магнитофон мог питаться либо от внешнего сетевого адаптера, либо от внешнего батарейного блока в форме поясного ремня. К сожалению, внешний батарейный блок был неудобен в эксплуатации и не отличался хорошим контактом батарей с клеммами.
Рис. 41. Кинематическая схема магнитофонов «Ритм-310» и «Ритм-320» [10].
Технические параметры [10]:
Скорость движения ленты 19,05 см/сек.
Коэффициент детонаций 0,07.
АЧХ  31,5 Гц…16 кГц.
Уровень шумов -55 Дб.
Максимальный диаметр катушек 18 см.
Габариты 365х275х112 мм.
Вес 6 кг.
Имелся полноценный сквозной канал, контрольный динамик, канал тайм-кода.
Запись производилась на две дорожки на всю ширину ленты.
Как и у прототипа, у магнитофонов «Ритм-310» и «Ритм-320» шасси подключено к плюсовой клемме аккумулятора.
Схемотехника магнитофонов «Ритм-310» и «Ритм-320», в основном, оригинальная, и не содержит явных заимствований.
Магнитофоны «Ритм-310» и «Ритм-320» отличались высокой надёжностью, которая, к сожалению, была достигнута, по большей части, применением элементной базы со спец. приёмкой, что отрицательно сказывалось на цене и ремонтопригодности магнитофонов. Деградирующие от времени полиуретановые детали присутствовали на фрикционном ролике обратной перемотки, прижимном ролике, а так же в замках подкатушечников.
Заключение
В первой половине 50-х отечественная радиопромышленность оперативно отреагировала на потребности радиовещательных станций выпуском магнитофона «Днепр-8», соответствовавшего по уровню лучшим мировым образцам. Удачное продолжение в виде «Репортера-2» закончилось падением темпов и переходом к копированию иностранных технических решений в начале 60-х.
Отказ от собственного производства репортерских магнитофонов в середине 60-х и переход на венгерские изделия привели к застою отечественной конструкторской мысли в период наиболее бурного развития техники магнитной звукозаписи. Так же следует отметить странную и противоестественную приверженность инженеров ЛОМО изделиям швейцарской фирмы Perfectone в течение 15-ти лет, не прекратившуюся даже после полного прекращения производства магнитофонов данной фирмой.
Последовавшие в 70-е годы попытки наверстать упущенное вызвали появление относительно современных и пригодных к эксплуатации магнитофонов, пусть и базировавшихся на заимствованных технических решениях.
Более того, Киевский радиозавод в конце 80-х спроектировал на основе Nagra IV-S удивительно современный магнитофон «Марс-4С» (Рис. 42) с неожиданно богатой функциональностью.
Рис. 42. Магнитофон «Марс-4С».
Магнитофон выгодно отличался от прототипа наличием полноценных перемоток вперёд и назад, закрытым трактом движения ленты, электронным счётчиком метража, съёмным блоком головок а так же наличием полноценного регулятора громкости контрольного динамика. Появилось фантомное питание микрофонов, до этого момента отсутствовавшее в отечественных портативных магнитофонах. Следует, правда, отметить, что в СССР практически не выпускались микрофоны, требовавшие фантомного питания, соответственно не было необходимости в интеграции источников фантомного питания в магнитофоны.
К сожалению, в связи с экономическими трудностями конца 80-х и последовавшим распадом СССР, дальше изготовления опытного образца дело не пошло. Единственный известный экземпляр магнитофона находится в Вене, в коллекции Эрнста Храблека.
Трудности, вызванные распадом СССР, совпали с переходом вещательной и кино-индустрии на интенсивно развивавшиеся в то время цифровые способы звукозаписи, что привело к быстрому прекращению производства и эксплуатации отечественных профессиональных катушечных магнитофонов.
Копированием инженерных решений фирмы Nagra занимались не только советские, но и китайские, польские а так же южно-американские производители, и даже японская фирма Sony, выпускавшая репортерские магнитофоны, основанные на данных решениях, до конца 80-х годов. Переход на цифровые способы звукозаписи привёл к потере самостоятельности лидерами индустрии – швейцарскими фирмами Nagra и Stellavox, и к отказу от производства портативных звукозаписывающих устройств немецкой фирмой Uher, известной выпуском наиболее массовой серии портативных магнитофонов 4000. Поэтому в прекращении в начале 90-х производства отечественных устройств звукозаписи нет ничего удивительного.
 
 
Литература
2.Переносной магнитофон «Днепр-8». Журнал «Радио» №7 за 1955 год, стр. 39.
3.Магнитофон «Днепр-8». Краткое описание и инструкция. Типография УТУ ГВФ, заказ 965-1800.
4.Репортажный магнитофон «Репортер-2». Городская типография имени Кирова, заказ 1966, 3 апреля 1958-го года.
5.Репортажный магнитофон «Репортер-3». Городская типография имени Кирова, заказ 395, 1960-й год.
6.В. Иванов, А. Панин. Электрическая часть магнитофона «Репортер-3». Журнал «Радио» №8 за 1962-й год, стр. 47.
7.Репортерский магнитофон на транзисторах «Репортер-5». Лаборатория механики, Будапешт.
8.Габор Феорид. Магнитофон «Репортер-6». Журнал «Радио» №7 за 1971-й год, стр. 57.
9.Комплекс записи репортажный КЗМП7. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. Ю-30.40.011 ТО
10.Комплекс магнитной записи переносной КЗМП9. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. 1988-й год.