А сегодня я выполняю физическое упражнение по подъёму упавшей челюсти.
Сумочка на заглавном фото - от 8-мм кинокамеры, но внутри не кинокамера:


Внутри небольшая акустическая система, а под ней:


Самодельный магнитофон!
Габариты 170х100х33 (!), вес - порядка килограмма.
Для сравнения: шедевр швейцарской механики, Nagra SN, выпускавшийся с 1970-го года, имел габариты 145х100х26.
Вид с открытой прозрачной крышкой:


В комплекте - две акустические системы, пристыковываются сбоку.
Малая АС:

Малая АС сделана из имевшей место в начале 70-х компактной радиоточки, втыкавшейся непосредственно в розетку трансляционной сети. Несмотря на компактные размеры, неведомый мне самодельщик умудрился запихать внутрь транзисторный усилитель, питающийся от батареи магнитофона. К сожалению, конструкция неразборная, поэтому сфотографировать внутренности не получилось.

Большая АС:


Внутренности большой АС:

Тут так же имеется двухтактный транзисторный усилитель мощности, но помимо него присутствует ещё и питающий трансформатор, причём сетевая обмотка на 220 вольт имеет отвод на 127 вольт. Таким образом, эта АС служила источником питания магнитофона при работе от сети. Сбоку - регулятор громкости и переключатель - АС может использоваться в качестве микрофона в режиме записи. Помимо этого АС является зарядным устройством - магнитофон питался от дисковых Ni-Cd аккумуляторов Д-0,55.

Открываем магнитофон:

Слева вверху - усилитель воспроизведения/записи. Справа вверху - схема управления двигателем постоянного тока и ГСП. Вверху по центру - кожух двигателя постоянного тока. Движок, похоже, военного назначения, тип не опознал. По центру - тонвал. Слева от тонвала - головка и регулятор громкости/уровня записи, справа - аккумуляторный отсек. Судя по налёту на крепёжной стойке, аккумуляторы в отсеке когда-то были.
Кинематическая схема довольно проста: вал расположенного горизонтально двигателя прижимается к обрезиненному верхнему краю тонвала. В режиме останова вал двигателя не отводится от тонвала, однако фрикционное покрытие, похоже, очень качественное, и вмятины на нём не образовалось.
Приёмный узел приводится во вращение от тонвала с помощью пассика. В составе приёмного узла имеется полноценный подпружиненный фрикцион.
В режиме обратной перемотки маховик подающиего узла прижимется к тонвалу.
Увы, тормоза для подкатушечников конструкцией не предусмотрены, и если в режиме останова приёмный узел должен тормозиться тонвалом через фрикцион и пассик, то подающий узел свободно вращается, в результате может образоваться петля ленты. Возможно, подтормаживание подающего узла имеется, но деградировало, под платой не видно.
Катушки самодельные, диаметр центрального отверстия меньше стандартного, поэтому поставить их на другой магнитофон не получится.В комплекте с десяток катушек со следами использования. Магнитная лента импортная, Kodak. Любопытно было бы узнать, что там записано, но это не скоро.

Переключение режимов осуществляется плунжером справа:

При нажатии плунжер защёлкивается, и включается воспроизведение - привет Штефану Кудельски с его Нагрой SN.
Однако обратная перемотка реализована не как в Нагре - плунжер нужно сместить вправо и удерживать (фиксация режима перемотки не предусмотрена конструкцией).
Белый переключатель по центру осуществляет переключение между режимами воспроизведения и записи.
Слева - разъём для подключения микрофона и внешних АС, его расположение так же свидетельствует о том, что автор конструкции был знаком с Нагрой SN.

Плата УВ/УЗ крупым планом:


Плата ГСП и управления двигателем:


К сожалению, пассик подмотки деградировал и рассыпался. Увы, для его замены надо не только снять кожух двигателя (винты его крепления заклеены дермантиновым покрытием нижней части корпуса), но и отпаять часть проводов к этой плате - пассик был пропущен под ними. В отличие от пассика подмотки, прижимной ролик вполне себе живой, как и фрикционное кольцо на маховике тонвала.
По карандашным надписям на подстроечниках понятно, что магнитофон... двухскоростной! Скорости движения ленты 4,75 и 9,5 см/сек.
А ещё он четырёхдорожечный, переключатель в окошке над тонвалом коммутирует обмотки универсальной головки. Светодиод - индикатор уровня записи. Увы, места для стирающей головки не хватило, поэтому для записи необходимо использовать размагниченную ленту.

Обратите внимание на белые пимпочки рядом с катушками:

Это самодельные переключатели на базе микриков МП-7Ш.
Левый подключает аккумуляторную батарею, правый переключает скорости движения ленты.
Конструкция самодельных переключателей:


Сначала я предположил, что магнитофон был изготовлен в начале 80-х, однако внимательное изучение конструкции показало, что самый поздний элемент датирован 1971-м годом. Соответственно, это самоделка, скорее всего, родом из начала 70-х.
К сожалению, при подключении к источнику питания магнитофон признаков жизни не подаёт. Но я надеюсь выбрать время и оживить его.
В 60-е и 70-е в СССР появлялся целый ряд конструкций самодельных магнитофонов, как стационарных, так и портативных. Некоторые наиболее удачные конструкции удостаивались публикации в журнале "Радио", а кое-что, например, "Электрон", даже пошло в ограниченную серию.
Расцвет народного творчества вполне закономерен - советская промышленность в то время не баловала потребителей разнообразием радиоаппаратуры, да и большинство производимых магнитофонов были устаревшими. К тому же некоторые классы аппаратуры, например, портативные катушечники под катушки диаметром меньше 10 см, в СССР почти не производились.
Однако полёт мысли самодельщиков сдерживался следующими факторами:
1. Наиболее востребованные радиоэлементы были, скажем так, ограниченно доступны.
2. Для металлообработки нужно было иметь знакомого токаря и фрезеровщика на каком-нибудь профильном производстве, а так же средства (в объёме 0,5 литра) для стимуляции их трудолюбия и повышения точности изготовления.
Поэтому самодельные портативные магнитофоны, как правило, были не очень компактны, делались дендрофекальным методом, и выглядели и работали соответственно. В конструкции широко использовались готовые детали и узлы от магнитофонов-доноров. Купить батарейки во многих городах было, мягко говоря, непросто, отсюда разные экзотические решения с электропитанием.
Данная конструкция беспрецедентно компактна для советской самоделки, тщательно продумана и очень качественно выполнена, за исключением электронной схемы, но даже тут всё довольно неплохо (в американских шпионских диктофонах Fergusson и EDI монтаж выглядит не сильно лучше). ЛПМ полностью изготовлен из оригинальных деталей. Видимо, у автора был неограниченный доступ и к правильным комплектующим, и к металлообработке.
Магнитофон был продан мне сыном автора конструкции. Сын выглядел несколько стрёмно, очень хотел денег, и был неразговорчив, поэтому, увы, никаких подробностей об авторе конструкции выяснить не удалось.