"Железный занавес" позволил СССР создать и развить собственную электронную промышленность. Но политика производства всего-всего-всего, а не только того, что хорошо получается, автоматом ставила нас в положение догоняющих. И наша промышленность была вынуждена заимствовать технические решения. Собственно мы не одни такие красивые. Во времена протекционизма и дешевой рабочей силы много кто этим занимался, например, те же японцы. Но заимствование чужих технических решений со временем либо приводило к созданию своей инженерой школы, либо к банкротству.
К тому же, что-то копируя, ты получаешь только готовую конструкцию, пусть и хорошую. Набитые шишки и добытые знания остаются разработчику. И он гораздо лучше тебя представляет, куда двигаться дальше.
Ещё одна важная проблема - выбор образца для копирования. Сложное устройство проектируется исходя из возможностей имеющейся производственной базы, наличия и доступности каких-то комплектующих, и т.д. Поэтому нельзя просто выбрать для копирования наиболее совершенное устройство. Нужно выбрать что-то, что сможет производить завод в Мухосранске из говна, палок и армянских конденсаторов.
И вот при таких исходных данных очень легко ошибиться, выбрав тупиковую ветвь развития.

А теперь о племяннике клоуна.
Жил себе в Швейцарии в кантоне Берн некий Жорж Бессир, школьный учитель. Со временем он стал директором школы, муниципальным советником, активно занимался политикой. Женился на Сесиль Веттакс, сестре Чарльза Адриена Веттакса, более известного, как клоун Грок. У Бессиров было два сына, Анри и Жан-Жак.
Жан-Жак оказался прирождённым технарём. Ещё в 1940-м году он разработал спасательную капсулу для подводных лодок, а в 1945-м - высококачественный пьезоэлектрический звукосниматель.
В 1951-м году он спроектировал специальную вращающуюся сцену для нового номера своего дяди.

В 1942-м году братья Бессир основали в Бьерне фирму Products Perfectone CA. Фирма производила микрофоны, звукосниматели, а так же аудио-усилители. С 1945-го года было начато производство 35-мм. кинопроекторов, а с 1947-го - активных АС для небольших кинотеатров.

Жан-Жак Бессир:


В 1951-м году Жан-Жак Бессир получил патент на устройство магнитной звукозаписи, в котором описана кинематическая схема разработанного им магнитофона. Собственно, кинематическая схема Perfectone интересна, скорее, своим отсутствием. :-) Ведущий двигатель вращает тонвал через плоский ремень. От тонвала через пассик вращение передаётся на фрикцион приёмного подкатушечника. Для обратной перемотки к подающему подкатушечнику подводится дополнительный мотор с промежуточным роликом. Вместо перемотки вперёд - ускоренное воспроизведение.
Первые магнитофоны Perfectone имели ламповую схемотехнику и питались от сети, однако в 1958-м году была выпущена транзисторная модель EP6A с автономным питанием.

Perfectone EP-6A:


В магнитофон был интегрирован канал пилот-тона, что позволяло использовать его для записи саунд-треков при производстве кинофильмов.
Съёмки звукового кино "на выезде" в 50-е годы были тем ещё удовольствием. Если кинокамеры были уже сравнительно компактны, то звукозаписывающие устройства имели весьма значительные габариты и вес, а так же требовали мощного источника питания. Правда, в 1953-м году была разработана система пилот-тона, что заметно упростило синхронизацию изображения и звука. Первыми, кто интегрировал эту систему в переносные магнитофоны, были  немцы из фирмы Maihak, производившей репортерские магнитофоны с патефонным приводом. Магнитофон Maihak MMK3tr с системой пилот-тона был очень популярен среди кинодокументалистов во второй половине 50-х. Однако даже усовершенствованый фирмой Maihak патефонный привод, в силу специфики пружинного механизма, по-прежнему имел довольно высокий коэффициент детонаций. Дальнейшее снижение детонаций могло быть осуществлено только с переходом на электропривод, но фирма Maihak этого так и не сделала.

Maihak MMK3tr:


Поэтому портативный магнитофон от Жан-Жака Бессира оказался востребован.
Магнитофон монофонический, запись на всю ширину ленты. Скорость движения ленты одна, 19 см/сек, АЧХ 80 Гц...8 кГц, соотношение сигнал/шум 55 Дб.

В 1960-м году была выпущена улучшенная модификация, EP6A2:

АЧХ мгнитофона была расширена до 30 Гц...12 кГц. Так же была несколько дополнена функциональность. Например, появилась возможность микшировать сигнал с двух микрофонов.

ЛПМ Perfectone:


Для улучшения синхронизации магнитофона с монтажным столом Жан-Жак Бессир предложил систеу Ranger Tone. Довольно любопытное решение, так сказать, в лоб: сигнал пилот-тона с магнитофона усиливался специальным усилителем до 220В (или 120В, в зависимости от страны), и использовался непосредственно для питания синхронного двигателя монтажного стола или кинопроектора. Это давало возможность избавиться от механических и механоэлектрических устройств синхронизации. К сожалению, существовавшая в то время элементная база не позволяла сделать такой усилитель достаточно надёжным, поэтому немногие киностудии, решившиеся на внедрение новинки, быстро от неё отказались.
К тому же, на горе братьев Бессир, Штефан Кудельски в 1962-м году внедрил канал пилот-тона в свой черезвычайно удачный магнитофон Nagra III.

Nagra III NeoPilot со штатным микшером:


Дольше всех Перфектоны использовались на BBC. Англичане применяли свою систему синхронизации, несовместимую с NeoPilot. Кудельски всегда считал, что он лучше знает, что нужно пользователю, и не был готов модифицировать канал пилот-тона под требования BBC. Products Perfectone оказались сговорчивее.
Тем не менее, проблемы у компании начались уже в конце 50-х годов. Сначала Жан-Жак Бессир был отстранён советом директоров от руководства компанией, потом и Жан-Жак, и Анри покинули компанию и реанимировали собственную фирму H & JJ Bessire, основанную ещё в 1955-м году. Впрочем, фирма просуществовала недолго, и больше братья Бессир бизнесом не занимались. По другим данным братья не покидали компанию, Жан-Жак работал там на должности коммерческого и технического директора вплоть до своего ухода на пенсию в 1985-м году. Умер Жан-Жак Бессир в 1988-м году в возрасте 69 лет.
Фирма Perfectone после прекращения производства магнитофонов специализировалась, в основном, на синхронных приводах для 35-мм. кинокамер. Обанкротилась в 1993-м году.

А теперь вернёмся в СССР.
Первым советским портативным магнитофоном с автономным питанием был МИЗ-8 (Днепр-8), выпускавшийся с 1953-го по 1955-й год. За основу кинематики был взят Maihak, однако в кинематическую схему были внесены значительные усовершенствования.

МИЗ-8:


Тем не менее, техника магнитной звукозаписи в 50-е годы развивалась стремительными темпами, и Днепр-8 со своим патефонным приводом быстро устарел. На смену ему в 1958-м году пришёл Репортёр-2.

Репортер-2:


Это уже полностью оригинальная и довольно совершенная, хотя и слегка шизанутая конструкция завода имени Петровского. Теоретически на основе Репортера-2 можно было бы сделать версию с синхро-каналом для нужд киностудий, но это потребовало бы довольно серьёзной переделки конструкции. Увы, при проектировании Репортёра-2 никаких резервов для модернизации в него не заложили, даже штатная сумка сделана в облипочку. Поэтому засунуть магнитофон в сумку или достать его оттуда - занятие не для слабонервных.
К тому же завод имени Петровского, скажем так, не спешил с устранением конструктивных недостатков магнитофона, не являвшегося профильной продукцией. И когда в 1959-м году встал ребром вопрос перевода конструкции с ламп на транзисторы, это таки было сделано, но так, что лучше бы и не делали... Поэтому надежды на завод имени Петровского не было, а импортной техники на всех не хватало.
Задача создания портативного магнитофона с синхро-каналом была отфутболена ЛОМО. Благо именно Ленинградское Оптико-Механическое Объединение, помимо всего прочего, занималось и производством профессиональной кино-аппаратуры.
Собственную конструкцию решили не городить, но выбор образцов для копирования был как-то скуден... Если отбросить совсем уж экзотические поделки типа Maihak и EMI, то оставался лишь Перфектон. На конец 50-х существовали и более совершенные портативные магнитофоны, например, Stellavox SM4 или Nagra III, но они не имели канала пилот-тона. К тому же копирование Нагры ЛОМО явно не потянуло бы. Видимо, поэтому был выбран Перфектон. Кто ж знал-то?! Полагаю, одним из ключевых моментов, повлиявших на выбор образца для копирования, была простота, даже, скорее, примитивность кинематической схемы. Оставались вопросы адаптации швейцарской конструкции под советскую элементную базу, и их, таки, решили...
Нет слов, чтобы описать результат! Всего разнообразия и экспрессии русского мата не хватит для этого! Поэтому описывать и не буду...
Производил мутантика свежепостроенный Грозненский радиотехнический завод, так что ой, всё.
Называлось это чудище Соната.

Существовала ещё и Соната-2:

 Мгнитофоны отличались скоростями движения ленты.

Киношники попробовали, ужаснулись, и нажаловались на ленинградских инженеров-наркоманов куда следует. Чудилы из ЛОМО получили по мордасам сначала кнутом, потом пряником, это их немного вразумило, и Perfectone EP6A был скопирован не то, чтобы совсем точно, но как-то заметно ближе к оригиналу.

Так в 1962-м году появился магнитофон Ритм. (На самом деле, конечно, всё было иначе - над Ритмом и Сонатами работали разные КБ примерно в одно и то же время)

Магнитофон Ритм:


Вот тут-то в заграницах и нарисовалась Nagra III NeoPilot...
Железный занавес - железным занавесом, но "из всех искусств для нас важнейшим является кино", поэтому ведущие киностудии СССР снабжались, по большей части, хорошей импортной аппаратурой. Закупалась и продукция фирмы Nagra. А вот тем, кто попроще, приходилось работать на отечественной аппаратуре. Контраст между Нагрой и советскими копиями Перфектона был слишком велик. С этим нужно было что-то делать. Но можно было и ничего не делать. Ничего и не делалось в течение 8-ми лет.
Только в 1970-м на ЛОМО был запущен в производство новый портативный магнитофон с синхро-каналом. На основе... па-ба-ба-бам... Перфектона.

Ритм-2:


В кинематику добавили обводные ролики, но лучше от этого не стало. Зато увеличились габариты и вес при том же максимальном диаметре катушек, 13 см. Магнитофон, по-прежнему, монофонический, но уже со встроенным микшером на два микрофона. Скорость движения ленты не изменилась, 19 см/сек. АЧХ тоже прежняя, как у прототипа, 40 Гц...12 кГц.

Внутренности:


Питание от встроенной аккумуляторной батареи:


Делать в 70-е магнитофон с кинематичекой схемой из начала 50-х (причём примитивной даже для того времени) - безусловно свежая и продуктивная идея. Впрочем, Ритмов-2 было сделано сравнительно немного, хотя и больше, чем Ритмов-1 и Сонат.

Осмысление содеянного затянулось ещё на 7 лет. И только во второй половине 70-х решили: вместо того, чтобы ещё раз наступить на те же грабли в виде Перфектона, имеет смысл поискать новые грабли, и в большем количестве. Получился, так сказать, страйк. Магнитофон для радио-репортёров решили скопировать с швейцарского Stellavox SP-7. Назвали поделку, внезапно, "Ритм-репортер". А в качестве прототипа для магнитофона с синхро-каналом взяли Nagra IV, и замутили по его мотивам монофонический Ритм-310 и стереофонический Ритм-320. Но это уже тема для отдельного поста.

Пы-сы, список отечественных (и не только) репортерских магнитофонов с указанием прототипов:

МИЗ-8 (Днепр-8) - Московский Институт Звукозаписи, потом завод имени Петровского (Днепропетровск). По мотивам Maihak MMK1, но большинство технических решений - оригинальные.
Репортер-1 - первый в СССР транзисторный магнитофон, но, судя по всему, существовал только в виде опытной партии. Полностью оригинальная конструкция.
Репортер-2 - Завод имени Петровского. Ламповая версия Репортера-1.
Репортер-3 - транзисторная версия Репортера-2.
Репортер-5 - Венгрия, RFT. Сделан на основе Stellavox SM-5.
Репортер-6 - Венгрия, RFT. Прототип пока не установлен. Возможно, оригинальная конструкция. Есть несущественные заимствования из Fi-cord 202.
Репортер-7 - Венгрия, RFT. Кассетный. Прототип не пытался установить, кассетные аппараты меня не очень интересуют.
Ритм-репортер - ЛОМО. Сделан на основе Stellavox SP-7.

Портативные магнитофоны для киностудий:

Соната-1 - ЛОМО. Сделан на основе Perfectone.
Соната-2 - ЛОМО. Сделан на основе Perfectone.
Репортер - ЛОМО. Копия Perfectone.
Репортер-2 - ЛОМО. Сделан на основе Perfectone.
Ритм-310 - ЛОМО. Сделан на основе Nagra IV.
Ритм-320 - ЛОМО. Сделан на основе Nagra IV.