Итак двое очень хороших друзей подарили мне электронный синтезатор Ритм 2. Который я сразу же решил привести в нормальное состояние и отправить трудится на студию Magnetone Studios, где я в том числе работаю. Чего ж хорошей вещи пропадать!

Синтезатор выпущен Кировским производственным объединением по выпуску музыкальных инструментов в мае 1991 года, когда Советский Союз вовсю лихорадило и он разрушался. Всем было на все наплевать и на всех.

В таких суровых условиях создали это чудо:

Потрепанный и грязноватый кофр

Потрепанный и грязноватый кофр

Внутри которого скрывался клавишный инструмент:

Отсутствует одна ручка и грязноват)

Отсутствует одна ручка и грязноват)

Задняя стенка, правда смазанно, но неважно:

Выключатель электропитания, розетка сети 220 в, предохранитель на 0,25 А и разъём линейного выхода (не балансный, уровень 0,775 В)

Выключатель электропитания, розетка сети 220 в, предохранитель на 0,25 А и разъём линейного выхода (не балансный, уровень 0,775 В)

Внизу корпус был скручен современными саморезами, ножки отсутсвовали:

Колхозного вида нижняя часть, ножки кто то «спионерил»

Колхозного вида нижняя часть, ножки кто то «спионерил»

В целом синтезатор «издавал звуки», регуляторы хрипели, уровень звучания явно был ниже паспортного. Практически сразу издох выключатель электропитания. В целом аппарат весьма интересный, но в процессе разборки выяснилось то ужасающее качество, и отношение, с которым его собирали на заводе. Впрочем по году оно и понятно.

Конструкция контактов клавиш:

Да, да, вот такая конструкция, посеребренные усики от клавиш соприкасаются с общей шиной, меняя её сопротивление.

Да, да, вот такая конструкция, посеребренные усики от клавиш соприкасаются с общей шиной, меняя её сопротивление.

После разборки:

С откинутым блоком генератора и эффектов. Слева силовой трансформатор и упрощенный стаблизатор питания.

С откинутым блоком генератора и эффектов. Слева силовой трансформатор и упрощенный стаблизатор питания.

Напряжение питания синтезатора — 13 вольт, двуполярное с общей средней точкой. Операционные усилителе в стабилизаторе питания К140УД708, впрочем их в принципе много в схеме присутствует.

Выключатель старого образца — начала 50х годов, очень надежный и удобный, именно его я поставил на место отжившего пластмассового.

Выключатель старого образца — начала 50х годов, очень надежный и удобный, именно его я поставил на место отжившего пластмассового.

Немножечко про качество синтезатора:

Установка разъёма выхода прям в притык к силовому трансформатору, это ОГОГО!))))

Установка разъёма выхода прям в притык к силовому трансформатору, это ОГОГО!))))

Грубые, выточенные ножовкой кольцевые гайки крепления алюминиевой лицевой панели к плате

Грубые, выточенные ножовкой кольцевые гайки крепления алюминиевой лицевой панели к плате

Сама лицевая панель с обратной стороны слехка зачищена ножовкой. Культура производсва к 91 году была уже почти ниже плинтуса….

Сама лицевая панель с обратной стороны слехка зачищена ножовкой. Культура производсва к 91 году была уже почти ниже плинтуса….

При этом алюминиевая панель ставиласть практически без проставок на оборотную сторону платы генератора, которая не была покрыта лаком! Любое нажатие палцем приводило к короткому замыканию и различным сопутсвующим эффектам вплоть до полного выхода синтезатора из строя.

Видны несколько жиденьких пластиковых проставок и гаек потенциометров, на которых держалась лицевая панель. Такая конструкция не выдерживает никакой критики...

Видны несколько жиденьких пластиковых проставок и гаек потенциометров, на которых держалась лицевая панель. Такая конструкция не выдерживает никакой критики...

Итак успешно заменили выключатель:

Ветеран-выключатель успешно вписался в синтезатор, законтрен красным ЦАПОН-Лаком.

Ветеран-выключатель успешно вписался в синтезатор, законтрен красным ЦАПОН-Лаком.

Пъяные диоды Д226Б в выпрямителе стабилизатора. В оригинальной схеме Ритма стабилизатор более сложный и выпрямитель в виде моста серии КЦ, зачем так было упрощять схему? Ну не могу сказать.

Д226Б, издревле применявшиеся в выпрямителях слаботочной аппаратуры с конца 60х годов у нас.

Д226Б, издревле применявшиеся в выпрямителях слаботочной аппаратуры с конца 60х годов у нас.

Стабилизатор после профилактики. Фильтрующие емкости я увеличил, вместо 500 мкФ поставил как в схеме на 1000.

Стабилизатор после профилактики. Фильтрующие емкости я увеличил, вместо 500 мкФ поставил как в схеме на 1000.

Дальше последовал довольно нудный процесс замены электролитов на плате генератора, ввиду её габаритов и не разъёмности с корпусом. Большинство родных электролитов было вполне исправны но с потерей половины или четверти ёмкости. Заменены на ничиконы, самсунги и джамиконы. Также я заодно подписал все подстроечные потенциометры, для возможной настройки расстроенных контуров синтезатора.

Основная плата после замены ёмкостей

Основная плата после замены ёмкостей

Далее я провел ревизию и чистку — смаку всех потенциометров и ползунковых регуляторов, переключателей и выключателей. В процессе выяснилось что выключатель модуляции мертв совсем. Да, как можно судить по фото, синтезатор долго находился в условиях повышенной влажности. Поэтому дополнительно я промыл всю плату этиловым спиртом.

Неисправный в следствии коррозии выключатель П2К 1991 года выпуска.

Неисправный в следствии коррозии выключатель П2К 1991 года выпуска.

Поскольку у меня не было в запасе выключателей такого типоразмера с фиксацией, пришлось с использованием элеметнов этого сделать новый. Я взял из своих запасов П2К 1972 года выпуска в коричневом карболитовом копрусе.

Дохлый П2К

Дохлый П2К

Разбираю донора 1972 года

Разбираю донора 1972 года

Сборка из двух одного, с обязательной чисткой и смазкой контактов. Контактную группу взял из более старого П2К , так как она покрыта серебром.

Сборка из двух одного, с обязательной чисткой и смазкой контактов. Контактную группу взял из более старого П2К , так как она покрыта серебром.

Восстановленный П2К

Восстановленный П2К

Установка на место и законтривание лаком.

Установка на место и законтривание лаком.

Клавиатура синтезатора - открывается вверх как капот)

Клавиатура синтезатора - открывается вверх как капот)

В целом надо отметить — что синтезатор довольно прост в разборке, для снятия основной платы генератора — достаточно отвернуть четыре винта по бокам, для открывания клавиатуры — два шурупа в дне корпуса.

На фото выше находится клавиша отклонения и модуляции сигнала, причем клавиша отклонения сделана вручную очень экзотическим образом:

Общий вид фото клавиш

Общий вид фото клавиш

Графитовый ползунок клавиши отклонения, применяемый в потенциометрах серии СП-3 выпуска с 80 года, при его полном износе может нарушится контакт и ободратся токоведущий слой! Поэтому всегда надо следить за состоянием таких потенциометров и вовремя проводить чистку и смазку.

Графитовый ползунок клавиши отклонения, применяемый в потенциометрах серии СП-3 выпуска с 80 года, при его полном износе может нарушится контакт и ободратся токоведущий слой! Поэтому всегда надо следить за состоянием таких потенциометров и вовремя проводить чистку и смазку.

Шурупная регулировка хода клавиши отклонения)), все гениальное просто!

Шурупная регулировка хода клавиши отклонения)), все гениальное просто!

Замененные детали

Замененные детали

Поскольку синтезатор убдет использвоатся, я решил сделать диэлектрическую прокладку, заместо неэффективных проставок:

Прокладка сделана из толстой бумаги, применяемой для изготовления коробок для рулонов магнитных лент. Отверстия вырезаны пробойником.

Прокладка сделана из толстой бумаги, применяемой для изготовления коробок для рулонов магнитных лент. Отверстия вырезаны пробойником.

Модернизированные мной родные гайки креплений получили выступы, теперь их можно закручивать специальным колючем без опасений повредить лицевую алюминиевую панель.

Модернизированные мной родные гайки креплений получили выступы, теперь их можно закручивать специальным колючем без опасений повредить лицевую алюминиевую панель.

Далее постеловала чистка копруса синтезатора, а также пришлось изготовить новый держатель крышки и отремонтировать замок.

С помощью гравировальной машинки был вырезана новая петля крышки из закаленной стали.

С помощью гравировальной машинки был вырезана новая петля крышки из закаленной стали.

Новая левая петля крышки

Новая левая петля крышки

Оригинальная целая левая петля

Оригинальная целая левая петля

В одной из петель замка крышки лопнула пружина, из её остатков и двух обычных пружин я сделал новый держатель

В одной из петель замка крышки лопнула пружина, из её остатков и двух обычных пружин я сделал новый держатель

Восстановленная петля замка.

Восстановленная петля замка.

Корпус в сборе

Корпус в сборе

В нижней части вместо китайских саморезов быле установленые отчественные, а также сняты и проточены резьбы у всех шщурупов и винтов. Копрус был покрыт лаком. Установлены нвоые ножки.

Новые ножки и оригинальные шурупы крепления корпуса.

Новые ножки и оригинальные шурупы крепления корпуса.

Защитная крышка отсека клавиатуры.

Защитная крышка отсека клавиатуры.

Синтезатор со всеми ручками, чистый и исправный.

Синтезатор со всеми ручками, чистый и исправный.

Проведенные операции:

Замена электролитов, замена выключателя, переборка выключателя П2К, чистка и смазка всех потенциометров и регуляторов, переключателей.

Ремонт замков,установка оригинальной фурнитуры корпуса, чистка корпуса.

Карта замены электролитов:

Профилактика? Нет, маленькая реставрация синтезатора Ритм 2, изображение №38

Общаяя принципиальаня схема, увы качество не самое лучьшее. Схема стабилизатора БП отличается!!!

Профилактика? Нет, маленькая реставрация синтезатора Ритм 2, изображение №39

Ну и кмплект шнутов:

Профилактика? Нет, маленькая реставрация синтезатора Ритм 2, изображение №40

На этом все!