А сегодня у меня на столе Akai GX-635.
Катушечные магнитофоны Akai не отличались какими-либо выдающимися техническими параметрами, но всегда ценились за броский дизайн. Конструктивно же они не представляют из себя ничего интересного.
Данный экземпляр прожил долгую и трудную жизнь. В 1980-м году он был куплен неким советским артистом в Германии, и ввезён в СССР, где эксплуатировался в хвост и в гриву. В середине 80-х аппарат был куплен у некого артиста неким звукорежиссёром, и снова эксплуатировался в хвост и в гриву. В начале 90-х аппарат уехал к звукорежиссёру на дачу, где в полуразобранном состоянии оказался задвинут под кровать. Там он и пролежал 15 лет, ржавея и покрываясь пылью снаружи и изнутри. В середине нулевых звукорежиссёр подарил его мне. Я, в меру сил, вычистил магнитофон изнутри, оживил кинематику и схему, прикрутил на место декоративные панели. За неимением необходимого оборудования и измерительной ленты я не стал его настраивать, а поставил на полку, где магнитофон простоял ещё 15 лет. Наконец, на днях на меня свалились несколько катушек с четырёхдорожечными записями довольно приличного качества, и я решил их послушать на этом магнитофоне. Кинематика по-прежнему работает как часы, а вот звук... Вскрытие выявило плохой контакт во всех переключателях и переменных резисторах. Неудивительно, фирма Akai всегда ставила даже в топовые модели магнитофонов недорогие компоненты.
Причём в данном аппарате самый ломучий переключатель, Monitor Tape/Source, был уже кем-то заменён на советский П2К. :-))

Снял панели, аппарат изрядно побит жизнью:


Переменные резисторы и переключатели с фиксацией я мою в спирту в ультразвуковой мойке с подогревом. Обычно в особо запущенных случаях, типа этого, делаю три-четыре цикла по 30 минут при температуре 70 градусов. После каждого цикла сдвигаю движки переменных резисторов в новое положение и щёлкаю переключателями. После чего смазываю силиконовой смазкой. Как правило, этого достаточно.
Но не в случае движковых переключателей типа такого:

Их мыть бесполезно...
В Akai GX-635 два таких переключателя коммутируют реверс.
Разбираю переключатель, смотрю, что у него внутри:

Ужас-ужас-ужас...
Ламели чёрные от разложившейся и набравшей пыль заводской смазки, пружинные контакты тоже не очень...
Ламели отчищаю мелкой шкуркой, после чего промываю в спирту.
Пружинные контакты отчищаю следующим образом:

Контакт надеваю на торец листа мелкой шкурки, и двигаю его туда-сюда раза три-четыре. После чего переворачиваю и повторяю операцию. При сборке смазываю переключатель изнутри силиконовой смазкой.
Как правило, после такой профилактики движковый переключатель надёжно работает много лет.
После сборки аналоговой части рекомендую проверить, до конца ли возвращается планка реверса в исходное положение. Возвратная пружина со временем теряет жесткость.
Итак, магнитофон ожил, и даже удалось отстроить уровень воспроизведения по измерительной ленте на частоте 1 кГц.
А вот проверка коррекции ВЧ как-то сразу не задалась... С правым каналом всё было, хм, хорошо. Но с левым... При прямом воспроизведении в левом канале имелся завал АЧХ где-то килогерц с 6-ти. На 10 кГц уровень был -6 Дб. Частота 16 кГц практически не прослушивалась. А вот при реверсном воспроизведении всё было даже слишком хорошо, +8 Дб на частоте 10 кГц. Увы, причиной завала на ВЧ при прямом воспроизведении была микротрещина в воспроизводящей головке.
Стеклоферритовые головы, широко применявшиеся в магнитофонах Akai, отличаются великолепной износостойкостью, но очень боятся ударных воздействий, плюс их нежелательно мыть этиловым спиртом. При испарении этилового спирта с поверхности головки происходит быстрое локальное охлаждение смоченных спиртом мест, что провоцирует образование микротрещин.
Однако совершенно случайно у меня в закормах имелась запасная воспроизводящая головка для GX635. Поставил. После чего и при прямом, и при обратном воспроизведении в левом канале стало +8 Дб на частоте 10 кГц, что, мягко говоря, многовато.
Причиной оказался колхоз...
Итак, 80-е годы. Аппарат доэксплуатировали до микротрещины в воспроизводящей головке. Можно ли было в СССР найти головку на замену? Подозреваю, что едва ли. Уважаемый человек принёс аппарат мастеру на ремонт. Мастер не смог устранить проблему. Что делать? Как сказать уважаемому человеку, что аппарат стоимостью в легковой автомобиль теперь годится разве что для украшения интерьера?

Схема усилителя воспроизведения:

Мастер нашёл "гениальный" выход. Он выпаял перемычку между R37 и SW2a-3. После чего левый канал стал работать на обеих скоростях с одной и той же коррекцией, под 9,5 см/сек. Что добавило высоких на скорости 19 см/сек. АЧХ стала кривая-косая, но едва ли у уважаемого человека имелась измерительная лента для проверки, а на слух всё стало... ну как-то более-менее, лучше чем было. Мастер ещё зачем-то выпаял R29, что, естественно, ничем не помогло.

Привееееет тебе, неведомый колхозник из 80-х! Улыбаемся и машем!

Пы-сы: потихоньку подбираюсь к квадрофонии.