Эммануэль "Берт" Берлант родился в Нью-Йорке в 1911 году. В начале 30-х получил неплохое инженерное образование, и вплоть до начала войны занимался исследованиями в области оптической звукозаписи. С 1941-го по 1943 годы он был начальником исследовательского департамента Нью-Йоркской фирмы Optical Research inc. В 1943-м году Берлант перешёл в исследовательский центр армии США Signal Corps, где занимался исследованиями в области киносъёмки и фотографии. Он возглавлял соответствующую лабораторию вплоть до конца войны. Под его руководством, например, была разработана скоростная кинокамера с опцией стоп-кадра.
Берт Берлант тестирует беспроводной микрофон.
В 1946-м году Берт перебрался в Лос-Анжелес и основал фирму Berlant Concertone. Фирма занималась разработкой и производством высококачественной аудиотехники, в основном магнитофонов.
Берлант одним из первых вывел на рынок стереофонические магнитофоны. Выпускались как бытовые аппараты высокого класса, так и рекордеры для радиостанций и даже студий звукозаписи.
Бытовые магнитофоны продавались под торговой маркой Concertone, профессиональные - под маркой Berlant. Профессиональные магнитофоны Berlant в 50-е годы даже довольно успешно конкурировали с продукцией фирмы Ampex, однако применение несколько спорных технических решений привело к сдаче позиций в начале 60-х.
Впрочем, Берланта это уже мало волновало - из-за конфликта с соучередителями он ушел из фирмы в 1956-м году. По 1960-й год он был президентом Stephens Truesonic inc, отметившись весьма удачной линейкой бытовых акустических систем. Побыв немного на вольных хлебах, в 1963-м году он согласился на предложение Packard Bell electronics занять место старшего научного сотрудника. В этой фирме он и работал на разных должностях вплоть до выхода на пенсию.
Умер Берт Берлант в Лос-Анжелесе в 1985-м году, впрочем, успев на старости лет отметиться довольно забавной "цифровой" акустической системой "Omnient".
Но вернёмся к фирме Berlant Concertone. В начале 60-х фирма столкнулась с конкуренцией со стороны японских производителей электроники, предлагавших пусть не очень качественную и не очень надёжную, зато очень дешевую продукцию. В результате было принято решение о переносе части производства в Японию. Так было начато сотрудничество с Tokyo Electronic Acoustic Company (TEAC, впоследствии Tascam). Первоначально Teac изготавливал только лентопротяжные механизмы, а электронная часть и окончательная сборка по-прежнему производилась в США. Однако уже в 1962-м году торговая марка Berlant Concertone была полностью продана японцам. Тонкая японская ирония - после полного переноса производства в Японию под крыло Teac торговая марка стала называться "American Concertone". Так и были прос... утрачены военно-морским способом американские полимеры...
Поразившая в начале 60-х годов японских производителей электроники эпидемия выдумывания новых торговых марок не обошла и Teac. Магнитофоны продавались под названиями Dokorder, Concertone, Teac, Concord, и т.д.
Произошло смещение акцентов в сторону недорогой бытовой аппаратуры. Наработки Berlant в области студийных магнитофонов к началу 60-х уже несколько устарели, а японские инженеры вообще не имели опыта проектирования профессиональной аудио-техники.
Так в середине 60-х появилась серия батарейных магнитофонов Concertone.
Первым в серии был монофонический Concertone 700. За ним последовал стереофонический четырёхдорожечный 707, который впоследствии получил развитие в виде моделей 727 и 770 (фото в начале статьи). Все магнитофоны этой серии имели типовой одномоторный четырёхскоростной (!) роликовый ЛПМ.
Лентопротяжный механизм магнитофона Concertone 727.
Модели 727 и 770 отличаются от модели 707 наличием в нижней части корпуса "кармана" для хранения сетевого шнура и микрофонов. Других существенных конструктивных или схемных отличий между этими тремя моделями нет.
Основной особенностью "портативных" магнитофонов этой серии была возможность работы с катушками диаметром 18 см. Из аппаратов с батарейным питанием такой роскошью на тот момент могли похвастаться только профессиональные магнитофоны Nagra.
Teac неоднократно подчеркивала это в своей рекламе:
Магнитофоны в этом буклете с претензией названы "профессиональными", однако это - сильное преувеличение.
Во всех рекламных буклетах Teac акцентировала внимание на том, что портативные магнитофоны этой серии имеют три головки, что, казалось бы, должно означать наличие характерного только для профессиональных аппаратов сквозного канала. Увы, это не так. Головок три, а вот усилитель воспроизведения/записи - универсальный... К тому же индикаторы уровня работают только в режиме записи по входному сигналу, последующий контроль записи возможен только на слух. Ибо незачем лоху знать, насколько хорошо его "профессиональный" магнитофон настроен. При Берте Берланте такой ерунды не было!
Для скорости 19 см/сек заявлена АЧХ 30...16000 Гц, что, конечно, не так уж и плохо для тех лет, но немецкий Uher 4400 обеспечивал АЧХ 40...20000 Гц. По коэффициенту детонации Concertone так же немного уступает Uher-у.
Следует отметить, что два из четырех обрезиненных ролика в ЛПМ не расстыковываются с валами в режиме "стоп", что со временем приводит к образованию вмятин на резине.
Магнитофоны могут питаться от 6-ти батареек "D" или от сети. Так же имеются встроенные громкоговорители, довольно качественные. Возможно подключение внешних АС.
Забавная реклама Concertone 727:
Магнитофон опять соответствует "профессиональным стандартам", ну-ну... Но всё-же честно указано, что пригоден он, в основном, для озвучивания пляжных танцулек. Правда с помощью линейки можно выяснить, что рекламный дядя, непринуждённо держащий в руках 8-ми килограммовый Concertone 727, имеет рост примерно 2,5 метра. :-)))
На этом фирма Teac закрыла тему "больших переносных" магнитофонов. Продажи были невелики, всё-таки до эпохи гетто-бастеров было ещё далеко. После нескольких экспериментов с более компактными магнитофонами (например, Concertone TR-100) фирма Teac сосредоточилась на стационарной аппаратуре.
Concertone TR-100, с незначительными изменениями внешнего вида выпускался так же под названиями Apolec, Transicorder и т. д.:
Впрочем, дань моде на катушечные магнитофоны с батарейным питанием под катушки 18 см. в конце 60-х и начале 70-х отдали и другие японские производители аудиотехники, включая Sony. И только переход на компакт-кассеты поставил точку в этом вопросе.