Доклад на научно-технической конференции, проходившей в МТУСИ.
 


Введение.

Первым устройством, использовавшим магнитную запись, был американский Телеграфон (см. рис.1), предназначавшийся для записи и воспроизведения телеграфных сигналов. Устройство выпускалось с 1903 по 1912 годы и использовалось, в основном, для обучения телеграфистов скоростному приёму. Для звукозаписи Телеграфон был непригоден, однако в США в 20-е годы XX-го века первые экспериментальные магнитофоны делались именно на базе механизма Телеграфона. В качестве носителя использовалась тонкая стальная проволока, что существенно ограничивало параметры звукового тракта.

Рис.1. Устройство для магнитной записи телеграфных сигналов Poulsen Telegraphone.

 

Немецкие конструкторы пошли другим путём – первый серийный магнитофон австрийской фирмы Lorenz (см. рис.2) записывал звук на тонкую стальную ленту шириной 4 мм.

Рис.2. Единственный сохранившийся экземпляр магнитофона Lorenz Stahlton.

 

Данный магнитофон предназначался для использования на радиостанциях. Сам магнитофон весил порядка 200 кг. Катушка с лентой имела диаметр 0,5 метра и весила 30 кг. Скорость движения ленты была 2 м/с, и катушки хватало всего на 12 минут записи. Несмотря на значительное энергопотребление, размеры и вес, такие магнитофоны использовались, в  основном, для выездной звукозаписи. Для этого магнитофоны устанавливали на грузовики, в автобусы, и даже в железнодорожные вагоны. Lorenz Stahlton продемонстрировал преимущества магнитной звукозаписи перед механической, что дало толчок разработке более совершенных и компактных магнитофонов.

Tonschreiber-c (A) (Германия, 1939)

В конце 1935-го года немецкая фирма AEG выпустила свой первый магнитофон K1, предназначенный для работы с лентой, покрытой двуокисью железа, а в 1936-м году немецкий концерн Basf начал выпуск магнитной ленты. Несмотря на заметное улучшение аудио-параметров по сравнению с Lorenz Stahlton, немецкие радиостанции поначалу не проявили заметного интереса к магнитофонам. Так, в 1939-м государственная радиостанция  RRG использовала магнитофон K1, предоставленный AEG, всего один раз.

Однако с началом второй мировой войны магнитной звукозаписью заинтересовался вермахт. Фирме AEG было заказано проектирование и производство портативного магнитофона с батарейным питанием для станций радиоразведки. Разработкой занялись инженеры Шиллер, Унтерман и Кнопп из Берлинской лаборатории AEG. Основной проблемой был привод ЛПМ. Стационарные магнитофоны AEG приводились в движение асинхронными двигателями, однако питание асинхронного двигателя от батарей было нереализуемо в компактном устройстве. Применение двигателя постоянного тока (ДПТ) частично решало проблему, однако в 30-е годы не существовало достаточно компактных и мощных ДПТ, а единственным известным способом стабилизации скорости вращения ДПТ было механическое подтормаживание вала с помощью центробежного регулятора. Для этого требовался ДПТ с «мягкой» характеристикой, и большая часть электроэнергии при этом тратилась на нагрев конструкции. Так же оставляла желать лучшего токоотдача сухих батарей, а свинцовые аккумуляторы имели значительный вес.  Данные  проблемы разработчикам удалось обойти – магнитофон приводился в движение патефонным пружинным механизмом.

Рис. 3. Магнитофон Tonschreiber-c (A).

Магнитофон Tonschreiber-c (A) (см. рис. 3) имел габариты 225х340х223 мм и весил 12 килограмм. Режим воспроизведения отсутствовал. Так же отсутствовала стирающая головка. В качестве источника сигнала использовался угольный микрофон, а схема не содержала радиоламп.

Полного завода механизма хватало на 4 минуты работы, однако пружину можно было подзаводить по мере необходимости. АЧХ магнитофона была довольно скромной – 200…2000 Гц, а уровень шумов был очень высоким.
Для воспроизведения записей, сделанных на Tonschreiber-c (A), применялся стационарный магнитофон с электроприводом Tonscreiber-c (B).

Tonschreiber-c (A) широко использовался вермахтом для радиоразведки и записи допросов. Так же он был популярен у военных корреспондентов, несмотря на крайне невысокое качество звука. По окончанию войны производство Tonschreiber-c (A) было прекращено, и на складах AEG остался значительный задел деталей и комплектующих. Этот задел был использован при создании послевоенных немецких репортерских магнитофонов.

Maihak MMK3 (ФРГ)

В 1948-м году немецкий инженер Карл Эрик Гондесен спроектировал репортерский магнитофон Gondi на основе ЛПМ от Tonschreiber-c (A). Магнитофон получил полноценные усилители воспроизведения и записи, а так же высокочастотное подмагничивание. Это позволило заметно улучшить аудио-параметры по сравнению с прототипом, однако существенно увеличило габариты и вес. В кооперации с фирмой Maihak из Гамбурга, специализировавшейся на производстве высококачественного студийного оборудования, после некоторой доработки было начато мелкосерийное производство магнитофона под названием Reportage-Magnetofon B-R25. При этом использовался выкупленный у AEG задел деталей к магнитофону Tonschreiber-c (A). Однако к 1950-му году запасы готовых деталей были израсходованы, и фирма Maihak была вынуждена разработать собственную версию ЛПМ. Так появился магнитофон Maihak MMK1. Скорость движения ленты стала 19 см/сек, АЧХ 40…8000 Гц. Габариты магнитофона 330х210х200 мм, вес 12 килограмм. Магнитофон получился очень надёжным, обеспечивал хорошее качество звука, и пользовался спросом. В конце 1949-го года была запущена в производство улучшенная версия, MMK2, а в 1952-м году – уменьшенная и облегченная версия MMK3 (см. рис. 4).

Рис. 4. Maihak MMK3.

Габариты магнитофона 310х230х110 мм, вес с батареями 7,5 килограмм.

Магнитофон имел ступенчатую регулировку уровня записи, а так же отключаемый фильтр НЧ на 400 Гц. Стрелочный индикатор предназначен для контроля напряжения на анодной и накальной батареях. Уровень записи проверяется на слух, с помощью контрольных наушников.

В 1954-м году в Maihak MMK3 был интегрирован канал пилот-тона. Синхронизация звука и изображения на основе пилот-тона произвела революцию в звуковом кино.

Maihak MMK3 широко использовался европейскими киностудиями и радиостанциями, а так же в научных целях. Пользователи отмечали высокую надёжность магнитофона и удобство использования. Система пилот-тона, несмотря на первоначальные нарекания, уже к 1956-му году была доведена до нужной степени совершенства.

В 1955-м году лаповая схема была заменена на транзисторную. Новая модификация получила название MMK3tr, и стала первым в мире транзисторным магнитофоном.

Использовались транзисторы  OC603 и OC604 производства Telefunken. Хотя по справочным данным их максимально допустимое напряжение КЭ составляет всего 12В, схема питается от батареи напряжением 67В. А в ГСП применены специально отобранные OC604spez с повышенным напряжением КЭ.

Фирма Maihak производила магнитофоны с патефонным приводом вплоть до 1967-го года.

Stancil Hoffman Minitape M5A (США, 1948)

Портативный магнитофон Stancil Hoffman Minitape M5A (см. рис. 5) предназначался для радио-репортёров и киностудий, однако широко использовался военными, спецслужбами, частными детективными агентствами и даже страховыми компаниями.  Выпускался с 1948-го года в Голливуде фирмой Californian Stancil Hoffman corporation.

Рис. 5. Магнитофон Stancil Hoffman Minitape.


Рис. 6. Электронная часть магнитофона.

Магнитофон не имеет никаких органов управления, кроме выключателя питания. Электронная часть собрана всего на трёх лампах (см. рис.6). Уровень записи не регулируется. Имеется выход для кристаллических наушников, служивший для контроля уровня записи. Режима воспроизведения магнитофон не имеет, однако к гнезду наушников можно было подключить внешний усилитель воспроизведения с автономным питанием, поставлявшийся в качестве опции. Режим "стоп" так же отсутствует, прижимной ролик всегда прижат к тонвалу. При этом имеется полноценная стирающая головка, что нетипично даже для более поздних портативных магнитофонов. Режимов перемотки или каких-либо приспособлений для перемотки ленты нет.
ЛПМ устроен следующим образом: вал ведущего двигателя прижат к обрезиненному краю тонвала. С тонвала проведён эластичный ремень на паразитный ролик. Край ремня входит в зацепление со шкивом приёмного узла, что обеспечивает проскальзывание.
Магнитофон довольно лёгкий для своего времени, вес с батареями порядка 7 кг. Габариты 350х160х170 мм.

Основная скорость движения ленты 38 см/сек, дополнительная – 19 см/сек. Переключение скоростей осуществляется снятием/установкой насадки на тонвал.

Рис. 7. Схема питания ведущего двигателя.

 

Центробежный прерыватель еще не был изобретён, поэтому была применена специализированная схема с вибропреобразователем (см. рис. 7).


Впервые Stancil Hoffman Minitape был упомянут в майском номере американского журнала Popular Science за 1949-й год (см. рис. 8).

Рис.8. Заметка в журнале Popular Science.

На иллюстрации рядом с магнитофоном лежит так называемый «секретный» микрофон, предназначенный для ношения на руке под одеждой.

Магнитофоны этой марки использовались сравнительно недолго. Много проблем доставлял ненадёжный электропривод. Появление в начале 50-х более функциональных и совершенных аппаратов привело к быстрому выводу Stancil Hoffman-ов из эксплуатации. Тем не менее, в 1952-м году английская фирма Boosey & Hawkes, специализировавшаяся на музыкальных инструментах, запустила в серию лицензионную копию Minitape M5A. Правда, в модели Boosey & Hawkes Reporter капризный электропривод был заменён на патефонный. В длинном ряду подражателей можно так же выделить Штефана Кудельски  с его Nagra I и Nagra II.

 

 

Totsuko/Sony (Япония, 50-е годы)

В конце 1950-го - начале 51-го года малоизвестная японская фирма Totsuko (Tokyo Tsushin Kogyo, LTD), получила заказ от ведущей японской вещательной корпорации NHK на проектирование и изготовление компактного репортерского магнитофона. За основу для копирования был взят  Stancil Hoffman Minitape. Так появился магнитофон Totsuko PT-1.
О приобретении лицензии в те годы речи, естественно, не было.
Матсару Ибука, со-основатель Totsuko, имел возможность изучить Stancil Hoffman Minitape во время войны в Корее, где его использовали американские корреспонденты NBC.

Магнитофон был существенно усовершенствован по сравнению с американским прототипом. Появился полноценный режим воспроизведения, регулятор уровня записи и даже примитивный индикатор уровня записи на неоновой лампе. Была добавлена ручка обратной перемотки.
Электронный блок был выполнен легкосъёмным, как и у прототипа. Он никак не прикреплён к шасси, и просто лежит в гнезде из демпфирующего материала.
Позже для свободной продажи была выпущена модификация M-1. Скорость движения ленты была одна, 19 см/сек. АЧХ 100-5000 Гц, динамический диапазон 35 дБ.
Японская электроника тех лет не отличалась высоким качеством, поэтому первые репортерские магнитофоны не экспортировались. И только высокая цена импортных магнитофонов обеспечивала японским изделиям устойчивый спрос внутри страны.

В 1955-м году модель PT-1/M-1 была заменена слегка усовершенствованной моделью PT-3/M-4/M-5 (см. рис. 9).
Рис. 9. Магнитофон Totsuko M4.


Рис. 10. Органы управления магнитофона.

Вскоре фирма Totsuko сменила название на хорошо известное нам Sony. Магнитофон выпускался в двух модификациях, PT-3 и M-4/M-5. Впрочем, единственным отличием между ними является язык надписей. M-4 и M-5 поступали в свободную продажу, и имели английские надписи (см. рис. 10). Модель PT-3 предназначалась для NHK, и большая часть надписей была выполнена иероглифами.
В середине 50-х фирма Sony была одним из пионеров внедрения транзисторов, однако в магнитофонах транзисторы были применены только в 1957-м году. В серийно выпускавшейся модели M-4 блок электроники был заменён на транзисторный (см. рис. 12). Так появилась модификация M-4T (см. рис. 11). Внешне она почти ничем не отличалась от M-4.

Рис. 11. Магнитофон Sony M4T.



Рис. 12. Блок электроники на транзисторах.

Такое решение позволило дешево и быстро перейти на транзисторы.
Уже к 1958-му году сложилась парадоксальная ситуация: фирма Sony одновременно  выпускала устаревший и громоздкий репортерский магнитофон с патефонным приводом M4T и очень компактный и современный бытовой магнитофон с электроприводом Tapecorder 901/902 (см. рис. 13). При этом для NHK вплоть до 1960-го года продолжался выпуск модели EM-3 с ламповым электронным блоком.
Рис. 13. Магнитофон Sony Tapecorder 902.

Только в середине 60-х фирма Sony, наконец, отказалась от использования патефонного привода в репортерских магнитофонах, и выпустила модель EM-2 с электроприводом.

Nagra I/II (Швейцария)
В конце 1951-го года швейцарский инженер польского происхождения Штефан Кудльски, решив заняться производством профессиональных магнитофонов, основал фирму Nagra. В 1952-м году был запущен в мелкосерийное производство репортерский магнитофон с патефонным приводом Nagra I (см. рис. 14).
Рис. 14. Магнитофон Nagra I.

Магнитофон имел наименьшие на тот момент габариты  и вес: 300х150х110 мм и 4,5 килограмм. При этом по аудио-параметрам Nagra-I не уступала лучшим стационарным магнитофонам. АЧХ на скорости 19 см/сек была 50…10000 Гц. Рекордер получил полноценный регулятор уровня записи и даже небольшой контрольный динамик.
Магнитофон пользовался большим спросом, несмотря на высокую цену и кустарную сборку.
В 1953-м году Кудельски начинает полноценное серийное производство усовершенствованной модели Nagra II (см. рис. 15).
Рис. 15. Магнитофон Nagra II.

Наконец, появился стрелочный индикатор уровня записи. В ЛПМ был введён механический стабилизатор натяжения ленты на подающем узле.
С 1954-го года Кудельски начал использовать печатный монтаж. Так же удалось существенно снизить коэффициент детонаций ЛПМ (0,3%)  и уровень шума схемы (-55 дБ при записи).
Именно Nagra II оставалась лучшим в мире репортерским магнитофоном вплоть до 1958-го года.

EMI L2(Англия, 1952 г.)


Английский репортёрский магнитофон EMI L2B (см. рис. 16) был спроектирован в 1952-м году фирмой EMI по заказу BBC.
Рис. 16. Магнитофон EMI L2.



Рис. 17. Общий вид шасси.


Рис. 18. Роликовый привод тонвала.


Привод тонвала - роликовый, от двигателя постоянного тока (см. рис. 18).
EMI L2 - первый магнитофон, в котором применен двигатель постоянного тока с центробежным стабилизатором оборотов.
Привод правого подкатушечника - пассиковый, с регулируемой фрикционной муфтой.
Перемотки - ручные. Перемотка вперёд осуществляется с помощью ручки на замке правого подкатушечника. Перемотка назад - с помощью откидной ручки на крышке. Неприятный нюанс такой конструкции - при перемотке назад правый подкатушечник через приводной ремень раскручивает достаточно массивный маховик тонвала. И если прекратить вращать ручку перемотки, правый подкатушечник за счёт инерции тонвала делает несколько оборотов, в результате с правой катушки сваливаются два-три витка ленты.

Питается магнитофон от батарейного блока 10х"D", и двух анодных батарей.
Магнитофон не слишком компактен, его размеры 360х170х190 мм. Максимальный диаметр катушек - 13 см. Запись монофоническая, на всю ширину ленты. При использовании лент того времени это давало порядка 15 минут звучания на скорости 19 см/сек.

 

Для 1952-го года аппарат был значительным шагом вперёд – в большинстве магнитофонов в то время использовался патефонный привод. АЧХ 50-7000Гц, стрелочный индикатор уровня записи, сквозной тракт. Отсутствие стирающей головки можно было бы считать недостатком, но для переносных магнитофонов того времени это нормально. Отказ от стирающей головки, позволял заметно снизить энергопотребление схемы в режиме записи. Ленту предварительно стирали с помощью размагничивающего устройства.
Магнитофон выпускался в трех версиях - L2A, L2B и L2C, отличавшихся скоростью движения ленты: 9,5/19/38 см/сек. соответственно.

К сожалению, компания EMI, выпустив очень прогрессивный аппарат, не обеспокоилась его совершенствованием и устранением недостатков. В конце 50-х магнитофон был переделан на транзисторы без изменения кинематики, и выпускался под названием EMI RE321. Правда, при модернизации в корпус был установлен контрольный динамик. Однако для начала 60-х эта конструкция была уже настоящим анахронизмом. Тем не менее, EMI RE321 выпускался без изменений как минимум до 1967-го года. Существовала даже версия для киностудий с каналом пилот-тона. Следующая модель, EMI L4, хотя и получила, наконец, обратную перемотку, в целом сохранила компоновку модели RE321, и в таком виде выпускалась вплоть до середины 70-х годов.
Рис. 19. Brian Vaughton со своим магнитофоном EMI L2.


Перевод рассказа бывшего корреспондента BBC Brian Vaughton (см. рис. 19) об EMI L2:

 

"Посмотрите на мой старый магнитофон EMI L2, изготовленный, как я полагаю, в начале 50-х. Он весит… Он выглядит, как ящик, он весит 14 фунтов, увесистая штука. На него можно установить 5-ти дюймовые катушки. Питается от батарей, 10 низковольтных, и две высоковольтных батареи, которые устанавливаются в отсек за откидной крышкой. Сбоку можно увидеть ручку регулировки уровня. Индикатор сверху показывает уровень записи. Сбоку так же имеется выключатель питания. Для заправки ленты нужно провести ракорд мимо двух головок. Затем нужно нажать ручку, чтобы прижать ленту к записывающим головкам (примечание: записывающая головка в этом магнитофоне одна, тут явная оговорка). Слева от индикатора есть ещё один тумблер, который переключает воспроизведение-запись. Вот тут-то я и ошибся во время своей первой настоящей записи на выезде на стадионе Гленвайт (примечание: название произнесено неразборчиво). Уронив магнитофон на землю, я случайно переключил тумблер на воспроизведение, и думал, что идёт запись. Но в какой-то момент я обнаружил ошибку. Чтобы перемотать ленту назад, нужно было закрыть крышку, нажать кнопку, и крутить ручку для обратной перемотки ленты. Необходимо приложить физическое усилие к этой откидной ручке. Вы нажимаете кнопку, крутите ручку и таким образом перематываете ленту вручную. Посмотрите на три небольших тонких окошка в крышке. Можно увидеть, сколько ленты осталось, если вы осуществляете запись при неблагоприятных погодных условиях, и крышка корпуса закрыта. Конечно, если вы находитесь в помещении, можно работать и с открытой крышкой. Всё просто: отводите ленту, отодвинув прижимной ролик от головок, чтобы остановить механизм."

Travis Tapak Newsmaker (США, 1952)

Travis Tapak Newsmaker (см. рис. 20) - американский магнитофон с патефонным приводом производился Нью-Йоркской фирмой Broadcast  Equipment  Specialities corp с 1952-го года по 1956-й.
Рис. 20. Travis Tapak Newsmaker.

Ручка для переноски одновременно является заводной ручкой патефонного механизма.

 

Магнитофон с открытой крышкой:


В магнитофоне применён довольно оригинальный индикатор завода пружины - на приёмную катушку нанесены красные кольцевые метки, примерно соответствующие заполнению ленты на 5, 10 и 15 минут работы. Когда лента наматывается до очередной метки, нужно подзавести механизм. Предполагается, что при установке ленты механизм полностью завели.
Рис. 21. Привод ЛПМ.


Привод данного магнитофона один из самых необычных (см. рис. 21).
Диск со стробоскопическими метками - аналог тонвала. Через обрезиненный ролик на поворотном рычаге вращение передаётся непосредственно на внешний слой магнитной ленты на приёмной катушке. Рычаг одновременно служит переключателем режимов ЛПМ, и имеет три положения - обратная перемотка, стоп и рабочий ход.
Приёмная катушка расположена на подпружиненном рычаге, и в режиме рабочего хода прижата к обрезиненному ролику. Таким образом, из механизма исключён фрикционный привод подмотки. Время работы на полном заводе пружины - порядка 6-ти минут.
Для снижения детонаций привод дополнен массивным маховиком.
К сожалению, данная кинематическая схема имеет существенный недостаток - при короблении ленты, или при наличии склеек намотка происходит неравномерно, что приводит к колебаниям приёмной катушки на рычаге, и, как следствие, росту детонации.
Tapak - один из очень немногих магнитофонов с патефонным приводом, имевших привод обратной перемотки непосредственно от пружинного механизма, что положительно сказывалось на равномерности укладки ленты. Помимо Tapak, такое решение было только в австралийском магнитофоне CEB и советском Днепре-8. В остальных репортерских магнитофонах того времени обратная перемотка либо отсутствовала вообще, либо выполнялась вручную.

 

Рис. 22. Откидная стирающая головка.


Откидная стирающая головка выполнена на основе постоянного магнита.
При переводе рычага в режим рабочего хода стирающая головка, если её предварительно повернуть в рабочее положение, фиксируется специальной пружиной.
Питался магнитофон от анодной батареи Radio B-battery на 67,5 В, и двух батарей "D" на накал. Анодной батареи хватало на 40 часов записи, накальной - на 20 часов. В модификациях 56-го года анодных батарей две.
Стоил магнитофон от $250 до $400 в зависимости от комплектации.

Скорость движения ленты 19 см/сек, АЧХ 100...9000 Гц, динамический диапазон 57 Дб.
Вес порядка 8 кг. Максимальный диаметр катушки с лентой - 13 см.

В отличие от модели 1952-го года, записывавшей звук на всю ширину ленты, модели 1956-го года двухдорожечные. Однако из-за особенностей ЛПМ необходимо использовать специальную катушку с одной боковиной, иначе её нельзя будет установить на приёмный узел для записи на обратную сторону.
Магнитофон использовался, в основном, на радиостанциях, но были и случаи применения при производстве кинофильмов. Всего было изготовлено несколько сот экземпляров.
Основным недостатком было плохое сцепление обрезиненного ролика с тонвалом и с лентой.

Любопытно, что в рекламе от 1955-го года среди достоинств Newsmaker-а перечислены следующие:
Нет аккумулятора.
Не требуется зарядка.
Нет ненадёжного вибро-преобразователя.
Нет ненадёжного и шумного электродвигателя.
В данном случае имеет место отсылка к описанному мной выше репортерскому магнитофону, Stancil Hoffman. К 1955-му году его слабые места создали немало проблем пользователям.


МИЗ-8/ДНЕПР-8 (СССР)
В 1953-м году на базе Всесоюзного Научно-Исследовательского Института Звукозаписи (ВНАИЗ) был разработан и запущен в производство первый советский репортерский магнитофон МИЗ-8 (см. рис. 23). В 1954-м году его производство было передано на Киевский Завод Радиоаппаратуры, где он выпускался под названием Днепр-8.
Рис. 23. МИЗ-8 из коллекции Политехнического музея. Лента, кстати, заправлена неправильно.

Магнитофон имел АЧХ 200…5000 Гц, и очень компактные размеры - 270х175х150мм. Из иностранных репортерских магнитофонов тех лет меньшие размеры имели только изделия фирмы Nagra.
ЛПМ приводился в движение патефонным механизмом. Кинематическая схема позаимствована у немецкого репортерского магнитофона Maihak MMK2.
В большинстве источников указано, что скорость движения ленты у магнитофона МИЗ-8 была 26 см/сек, в отличие от  9,5 см/сек у Днепра-8. Вынужден критически отнестись к данному утверждению. Магнитофоны имеют одинаковый диаметр тонвала. При этом в магнитофоне Днепр-8 используется стандартный патефонный механизм на 78 об/мин. А про изготовление специального патефонного механизма для МИЗ-8 ничего не известно.
ЛПМ имел полноценный режим обратной перемотки, что выгодно отличало Днепр-8 от большинства иностранных репортерских магнитофонов тех лет.
Переключение режимов ЛПМ осуществлялось с помощью съёмного ключа, который, к сожалению, легко терялся.
Рис. 24. Блок электроники.

Магнитофон питался от двух батарей 373 (накал) и одной батареи ГБ-60 на 66 вольт.
Переключение между режимами записи и воспроизведения осуществляется установкой в выходное гнездо штекера микрофона или штекера наушников. Какой-либо индикатор уровня записи отсутствует. Схема собрана на микро-лампах 0,6П2Б и 1П2Б (см. рис. 24).
В качестве стирающей головки использовался постоянный магнит.
Следует отметить, что Днепр-8 на момент начала производства находился на уровне лучших иностранных репортерских магнитофонов.

Заключение.
Внедрение транзисторов в портативную аппаратуру позволило существенно снизить габариты и потребление электронных схем, а так же удешевить их. Первоначально производители профессиональных магнитофонов осуществляли замену ламповых схем на транзисторные в уже выпускавшихся моделях, без существенных изменений компоновки. Однако в 1957-м году ситуация изменилась. Сразу три фирмы, пользуясь нерасторопностью традиционных производителей репортерских магнитофонов, выпустили магнитофоны, спроектированные под транзисторную схемотехнику. Немецкая фирма Trix, специализировавшаяся на выпуске механических игрушек и моделей железных дорог, выпустила первый в мире бытовой диктофон с батарейным питанием Phono Trix Model 1. Американская фирма Filnor Products выпустила первый в мире магнитофон-игрушку, Teltape.
Швейцарская фирма Stellavox, производившая студийное оборудование, выпустила репортерский магнитофон Stellavox SM4 (см. рис. 25). Магнитофон имел АЧХ 30 …14000 Гц при скорости движения ленты 19 см/сек, чем могли похвастаться очень немногие студийные магнитофоны того времени. При этом габариты SM4 260х120х60 мм, а вес всего 1,8 килограмма.
Рис. 25. Stellavox SM4.

Единственным недостатком магнитофона была малая ёмкость устанавливаемых на него катушек, что обусловлено небольшими размерами самого аппарата.
Именно Stellavox SM4 показал, что звукозапись в отсутствие доступа к электросети больше не является проблемой, а репортерский магнитофон может быть одновременно и портативным, и качественным, и удобным в эксплуатации устройством.
А в 1958-м году новые стандарты для индустрии задал Штефан Кудельски, запустив в производство магнитофон Nagra III (см. рис. 26).
Рис. 26. Магнитофон Nagra III.

Именно эта модель обеспечила фирме Nagra ведущие позиции в производстве портативных магнитофонов для нужд киноиндустрии, а так же радио- и телевещания. Все остальные производители портативных профессиональных магнитофонов были вынуждены проектировать свои изделия с учётом присутствия данного магнитофона на рынке. Это привело к быстрой стандартизации технических решений, и производство профессиональных магнитофонов оригинальных конструкций уже к середине 60-х годов практически прекратилось.