Работа радио-репортера в 50-е годы была не так уж проста. Ранние репортерские магнитофоны имели значительные габариты и вес. Редкий магнитофон весил меньше 10 килограмм, а ведь надо тащить с собой ещё и микрофон, наушники, катушки с лентой, запасные батареи и т.д. Об эргономике тогда практически не задумывались, поэтому органы управления магнитофонов не отличались удобством.

Типовой репортерский магнитофон середины 50-х, Maihak MMK3:

Контрольный динамик, индикатор и регулятор уровня записи, стирающая головка, и многие другие привычные нам вещи либо отсутствовали, либо приобретались отдельно. Всё изменил переход с ламп на транзисторы.


Первым репортерским магнитофоном, изначально спроектированным под транзисторную схемотехнику, был Stellavox SM4:


Швейцарская фирма Stellavox занималась производством студийного аудио-оборудования. В 1956-м году было начато проектирование транзисторного репортерского магнитофона. Прототип получил название SM0, далее были выпущены предсерийные модели SM1, SM2 и SM3 общим тиражом около 1000 экземпляров, а в 57-м году модель SM4 пошла в серию.


Stellavox SM4 изменил представления о репортерских магнитофонах. При габаритах небольшой книги и весе менее двух килограмм он имел аудио-параметры, сравнимые с лучшими стационарными аппаратами тех лет. При этом магнитофон был снабжен полноценной стирающей головкой, стрелочным индикатором уровня записи, контрольным динамиком и даже примитивным указателем расхода ленты. Позаботились разработчики и об эргономике, основные органы управления вынесены на одну сторону, и при переноске магнитофона на плечевом ремне всё легкодоступно и прекрасно видно.


Органы управления магнитофоном:


Имелся даже приятный бонус - контрольный динамик автоматически выключался при закрывании крышки.
Режимы перемоток отсутствовали, однако, заправив ленту в обход блока головок, можно было перемотать её вперёд.
 У аппарата был только один недостаток: из-за небольших габаритов магнитофона на него могли быть установлены катушки максимальным диаметром 80 мм, при скорости движения ленты 19,05 см/сек катушки с лентой хватало менее чем на 5 минут записи. Запись осуществлялась на всю ширину ленты, так что перевернуть катушку было нельзя.
Отдельной проблемой, которую пришлось решить разработчикам, было электропитание. В 50-е годы не существовало компактных батареек с хорошей токоотдачей.


Поэтому для SM4 были выпущены специальные малогабаритные свинцовые аккумуляторы:


Их заряжали с помощью зарядного устройства, снабженного примитивной автоматикой окончания заряда. Аккумулятор имел герметичный пластиковый корпус, который немного раздувался в конце зарядного цикла при выделении водорода из электролита. Раздувшийся бок корпуса нажимал на микровыключатель, отключавший заряд аккумулятора.
Магнитофон оказался настолько популярен, что лицензия на его производство была куплена английской фирмой Fidelity Recording.

По их заказу в 58-м году фирма Erskin Laboratories начала выпуск модели Fi-Cord 1A:

По сравнению с прототипом, магнитофон был слегка доработан, местами не в лучшую сторону. Была добавлена пониженная скорость движения ленты, 4,75 см/сек. Однако переключение частотной коррекции отсутствовало, поэтому на пониженной скорости магнитофон был пригоден только для низкокачественной записи речи. Стрелочный индикатор уровня записи англичане не осилили, ограничившись подмаргивающей неонкой. Так же из кинематики был исключён фрикционный узел подмотки. Усилие подмотки задавалось проскальзыванием резинового ремня по бронзовому шкиву малого диаметра, что, мягко говоря, некрасиво со стороны англичан. Тем не менее, Fi-Cord 1A, за счёт больших объёмов производства, оказался даже популярнее прототипа, и широко использовался на радиостанциях по всему миру.

Зарядное устройство Fi-Cord:


Фирма Stellavox не остановилась на достигнутом, и в 1961-м году выпустила усовершенствованную модель, SM5:


Тут уже речь шла о том, чтобы было дорого-богато.
Даже сделали красивый круглый стрелочный индикатор уровня записи:

Магнитофон немного увеличился в размерах, тем не менее, максимальный диаметр катушек не изменился. Аудио-параметры так же остались без изменений. Появилась перемотка назад, но для этого пришлось пожертвовать контрольным динамиком.
Увы, на тот момент Nagra III уже прочно оккупировала киностудии и богатые радиостанции, а для бедных немцы запустили в производство Uher Report, гораздо более технически совершенный, чем SM5. У новой модели Stellavox не было шансов.

Неожиданное развитие модель SM5 получила... в Венгрии. К середине 60-х Горьковский завод имени Петровского со своим ущербным Репортером-3 выглядел нелепо даже по меркам СССР. И производство репортерских магнитофонов было передано партнёрам по СЭВ.
Венгры не стали изобретать велосипед, и взяли за основу Stellavox SM5.


Так в 1965-м году появился Репортер-5:


Казалось бы, внешне ничего общего с SM5, однако и кинематическая, и принципиальная схема, и даже компоновка однозначно указывают на Stellavox, как на источник вдохновения конструкторов из Будапешта.


ЛПМ Stellavox SM5 и Репортер-5:


Репортер-5 больше известен, как магнитофон из фильма  "Бриллиантовая рука". Именно на него берут интервью у Семёна Семёновича Горбункова:


С эксплуатацией Репортёра-5 связан один забавный нюанс: магнитофон проектировался под катушки диаметром 3 1/2 дюйма, однако в СССР катушки такого типоразмера не выпускались. Ближайший стандартный диаметр катушек был 100мм, что немного больше 3 1/2 дюйма. А катушки меньшего диаметра были большой редкостью. Установить катушки диаметром 100 мм на Репортёр-5 было невозможно, мешала фальшпанель. Но она легко снималась, после чего магнитофон принимал такой вид:

После чего на него можно было устанавливать катушки диаметром 100 мм. Фальшпанель со временем терялась, поэтому большинство сохранившихся магнитофонов Репортер-5 её не имеют.