Диктофон Crouzet MP-300.

Европейская бытовая электроника у нас всегда ассоциировалась с немецкими марками, а их было много: Telefunken, Grundig, Saba, Revox, Braun, Uher, Eumig, и т. д. Где-то рядом ошивался голландский Филипс. Однако до того, как немцы, а потом японцы извели под ноль европейскую электронику, другие страны тоже выпускали бытовую аппаратуру в целом и портативные катушечные магнитофоны в частности.


Особенно преуспели в этом итальянцы:

Крайний слева - Arrigo Castelli, основатель фирмы Magnetofoni Castelli. Второй слева - Harlow John Geloso, основатель фирмы Geloso. Обе фирмы были расположены в Милане.


Именно Кастелли разработал в начале 50-х годов достаточно забавный одномоторный компактный ЛПМ с клавишным управлением.
Клавишное управление стало стандартом де-факто только во второй половине 60-х, а в 50-е производители магнитофонов частенько использовали довольно экзотические и далеко не всегда удобные органы управления. Поэтому ЛПМ от Кастелли был весьма продвинутым для своего времени.
Своих мощностей у Кастелли было недостаточно для производства магнитофона, и он передал лицензию своему коллеге Джону Гелосо.


Так появилась серия офисных настольных диктофонов Geloso:


Магнитофоны были весьма продвинутые для 50-х годов. Они имели две скорости движения ленты, счетчик метража и индикатор уровня записи. Впоследствии появилась даже перемотка вперед. Одной из отличительных особенностей данного ЛПМ был фрикционный узел подмотки на основе пробкового ролика.


Кастелли совместно с Гелосо наклепали довольно много модификаций на базе этого ЛПМ:


В начале 60-х схема была переведена на транзисторы, а в ЛПМ установлен двигатель постоянного тока, что позволило, наконец, сделать батарейное питание.
Магнитофоны на базе Castelli выпускались по лицензии в Испании (Remco) и даже в Греции(!).
Отдельно следует отметить проникновение Кастелли на французский рынок.

Во Францию поставлялись комплекты для сборки, там магнитофоны собирались и продавались под французскими названиями, например, Melovox S2002:


Это практически точная копия магнитофона Castelli 2002.
В данном экземпляре имелся заводской дефект - глубокие царапины на подковке регулятора уровня. В результате регулировка уровня записи была сильно затруднена, а в некоторых положениях ручки магнитофон ощутимо фонил. Переменный резистор был под заводской краской и не имел следов вскрытия. К тому же, на ленте, поступившей с магнитофоном, была запись с аналогичными дефектами. То есть, поврежденный переменный резистор был установлен на заводе, дефектный магнитофон успешно прошёл выходной контроль, и им даже какое-то время пользовались. Жалко, что в результате концертная запись Мирей Матье и Шарля Азнавура, сделанная на этот магнитофон в каком-то клубе, оказалась подпорчена фоном 50 Гц.
Следует отметить, что большинство радиоэлементов - итальянского производства.

Лентопротяжный механизм:


Другой волк в овечьей шкуре, La Voix de Son Maitre:


Название переводится, как "Голос его хозяина", то есть, His Master's Voice, или HMV. Впрочем, к EMI  магнитофон не имеет никакого отношения, и внутри это чистокровный миланец. При этом на шильде имеется надпись "Сделано во Франции по лицензии Магнитофоны Кастелли", а внутри, на шасси наклейка "Сделано в Италии, Магнитофоны Кастелли, Милан". Таким образом импортеры обходили таможенные ограничения.

Тем не менее, дальнейшего совершенствования конструкции не производилось, Кастелли и Гелосо ограничились экспериментами с дизайном и форм-фактором. К концу 60-х продажи стали падать. Фирма Geloso закрылась в 1972-м, Magnetofoni Castelli  - в 1974-м.

 

Что же заставило гордых французов покупать не отечественные, а итальянские и немецкие магнитофоны?
Гордые французы решили, что с портативными катушечниками визгу много, а шерсти мало. И пусть макаронники и колбасники с этой ерундистикой возятся, не галльское это дело. Потом гордые французы точно так же решили по поводу телевизоров и радиоприёмников, так и закончилась французская бытовая аппаратура.
Вы думаете, советская аудио-аппаратура - это дно? Нет, советская аудио-аппаратура - это добротные середнячки. Если же вы ищете дно, то делайте это аккуратнее, сейчас снизу постучат французы.
Во Франции единственную попытку сделать портативный катушечный магнитофон предприняла фирма Radio Star из Ницы, занимавшаяся, в основном, радиоприёмниками, стационарными магнитофонами, и разного рода комбайнами. Так в 1963-м году появился магнитофон Radio Star Nice 109.


Внешне выглядит неплохо, по богатому:


Панель управления, зеркальное оргстекло:


Циферблат - счётчик метража. Магнитофон четырехдорожечный, на две скорости движения ленты, 4,75 и 9,5 см/сек. Впрочем, четырёхдорожечность обеспечивается механическим перемещением блока головок вверх-вниз с помощью рычага "Tracks" на панели управления.
Поздняя модификация, 109N, получила стрелочный индикатор уровня записи, всё серьёзно.


Однако верхнюю крышку лучше не открывать, во избежание культурного шока:


Между катушками - обрезиненный шкив дополнительного моторчика. Он обеспечивает перемотки. Шкив прижимается непосредственно к краю катушки. Если установлены катушки меньшего диаметра, или имеются вырезы для упрощения заправки ленты, перемоток не будет. Накося, покупатель, выкуси!

Собственно, на фото видно надпись Radio Star на катушках - они делались специально для этого магнитофона.


Кинематика, ничего фантастического:


Схема:


Весь мир уже освоил печатный монтаж, но не французы! Все транзисторы установлены на панельках.
Транзисторы выходного каскада в режиме записи используются в ГСП.


Механизм привода счетчика:


Магнитофон имеет довольно массивный маховик тонвала, который, из-за малой мощности ведущего двигателя, разгоняется очень неторопливо. Скорость движения ленты устаканивается где-то через 3-4 секунды после включения, что уже за гранью добра и зла.
Стоило это чудище 950 франков, и было выпущено несколько тысяч экземпляров. Больше французы ничего подобного делать не пытались, за что им большое человеческое спасибо!


Впрочем, было одно исключение: в 1962-м году фирма Crouzet из Валенсии выпустила репортерский диктофон MP300:


Получился очень достойный аппарат с превосходными характеристиками. Две скорости воспроизведения - 4,75 и 9,5 см/сек, стрелочный индикатор уровня, счетчик. АЧХ на скорости 9,5 см/сек была, как у "взрослых" магнитофонов, 40...16000 Гц. Очень приличный коэффициент детонаций, всего 0,2. Магнитофон имел весьма скромные габариты, 210х100х40 мм. Питался от несъёмной батареи дисковых Ni-Cd аккумуляторов, аналогичных советским Д-0,55:

Пять аккумуляторов питают принципиальную схему, пять - двигатель. В режиме перемотки двигатель переключается на батарею схемы. Это сделано, видимо, для того, чтобы выровнять нагрузку на половинки батареи - схема потребляет от своей батареи заметно меньше, чем двигатель - от своей.
Конструкция очень продуманная и качественно выполненная:

Переключение скоростей осуществляется перемещением двигателя. Имеется даже переключаемая частотная коррекция!
Всю идиллистическую картину портит один нюанс - магнитофон делался для фирмы Crouzet в Германии, и французским не является...
Cудя по некоторым нюансам MP300 сделан, скорее всего, фирмой Eumig.

А вот в Испании, помимо копирования Castelli 2000, смогли выпустить и полностью свой магнитофон, Ingra TR-65:


Данный экземпляр выпущен в 1965-м году:


ЛПМ:


Ничего особенного, за исключением того, что конструкция ни с чего не скопирована, а спроектирована с нуля, и собрана на испанских комплектующих:


Ну и забавный поворотный переключатель режимов:


Поворотный переключатель режимов сходной конструкции встречается только в японском магнитофончике Dokumentor:


Несмотря на то, что Dokumentor был сделан на несколько лет раньше Ingra, не думаю, что тут имело место какое-либо заимствование. Потому что, кроме конструкции переключателя режимов работы, эти магнитофоны не имеют ничего общего.
Фирма Ingra занималась выпуском радиоприёмников и стационарных катушечных магнитофонов, так что минимальный опыт, необходимый для создания магнитофончика собственной разработки у них был.


Компоновка магнитофона Ingra:


Следующая модель, TR-70, отличалась от TR-65, в основном, цветовой гаммой:

На этом испанцы не остановились, и перешли к изготовлению кассетных магнитофонов и радиол.

Чтобы закрыть тему, расскажу, как ни странно, о немецком магнитофоне, Pouva Bandi. Потому что это единственный портативный магнитофон, производившийся в ГДР.
Разработчик этого магнитофона, Karl Pouva, родился в 1903-м году в Дойбене. В 1939-м году он основал во Фрейтале фирму Pouva. Фирма производила фотоаппараты-мыльницы Pouva Start, пользовавшиеся большой популярностью у начинающих фотографов-любителей. Ещё бы, фотоаппарат стоил всего 16,5 марок! Качество, конечно, было сильно так себе... Тем не менее, Pouva Start производили по лицензии в Польше и Венгрии.


Karl Pouva с фотоаппаратом собственной разработки.


Войну фирма пережила на военных заказах сравнительно неплохо, и после капитуляции Германии вернулась к производству фотоаппаратов.
В 1953-м году был запущен в производство бытовой слайд-проектор Pouva Magica, выпускавшийся потом без изменений почти 30 лет.


А в 1964-м году на Карла нашло какое-то помрачение, и он спроектировал и запустил в производство портативный магнитофон Pouva Bandi:


Впрочем, его коммерческий интерес вполне понятен - в восточной Европе портативные магнитофоны были редкостью и пользовались большим спросом.
Конструкция магнитофона полностью оригинальна, да и дизайн, на мой взгляд, на высоте!


А какая сумочка!


Магнитофон весьма компактный, 215х90х180 мм. Стоил он 298 марок.


ЛПМ:


Кинематика очень проста. Единственная изюминка - обгонная муфта на оси тонвала, при реверсировании двигателя через неё осуществляется обратная перемотка. Фрикционный узел подмотки отсутствует. Вместо него - пружинный пассик, который проскальзывает по гладкому шкиву тонвала с некоторым усилием. Забавно, что в режиме обратной перемотки и левый и правый подкатушечники вращаются по часовой стрелке, даже если лента не установлена. За счёт разницы в диаметрах шкивов левый подкатушечник вращается примерно в 4 раза быстрее правого. Поэтому при обратной перемотке с установленной лентой левый подкатушечник подтормаживается лентой, и она не сваливается. Темп перемотки задаётся подачей ленты с правого подкатушечника, на его шкиве усилие проскальзывания пассика больше.
Стирающая головка - постоянный магнит. Слева от двигателя можно увидеть зубчатое коромысло, поворачивающее стирающую головку в зависимости от режима работы.

Особенно интересен переключатель режимов:


Верхняя и нижняя планки переключателя выходят из зацепления при включении обратной перемотки.
Разбирать и чистить этот механизм - удовольствие сильно ниже среднего.
Впрочем, разборка самого магнитофона предельно проста - откручиваются пять винтов, и ЛПМ снимается. Соединение ЛПМ со схемой, находящейся в карболитовом поддоне, обеспечивается контактными площадками на торцах крепёжных стоек.


Поддон со схемой:


Питался магнитофон от специализированной Ni-Cd батареи, но был вариант со вставкой в батарейный отсек под "квадратные" батарейки.


В комплекте шло зарядное устройство:


Аудио-параметрами магнитофон не блистал, но это от него и не требовалось.
Скорость движения ленты была примерно 9,5 см/сек. Почему примерно?


Потому что двигатель не имел стабилизации оборотов:


В магнитофон устанавливался обычный моторчик от детской игрушки... Видимо, Pouva не смог приобрести двигатель с центробежным стабилизатором, а сделать электронный стабилизатор не позволял низкий коллекторный ток доступных транзисторов.
Так что слушать музыку на этом магнитофоне, полагаю, было не очень комфортно. Поэтому и выпускался он сравнительно недолго, с 1964-го по 66-й год.
Фирма была национализирована в 1972-м году, Karl Pouva умер в 1989-м.