Дедушка всех репортерских магнитофонов Stancil Hoffman M5A:


Портативный магнитофон, предназначался для радио-репортёров и киностудий. Выпускался с 1947-го года в Голливуде. 
Один из первых магнитофонов с батарейным питанием. Аппарат весьма неплохо сохранился для своего возраста:


Судя по маркировке на одном из конденсаторов, данный экземпляр выпущен в 1949-м году.
Тем не менее, даже прижимной ролик цел:


Схема весьма компактная. Собрана на трёх лампах:


В магнитофоне обнаружились аутентичные анодные и накальные батареи, а так же свинцовый аккумулятор на 6В, от которого питался электродвигатель.

Да, Stancil Hoffman имеет электропривод. В комплекте родной микрофон.


На накальных батареях даже имеется 1,5 вольта, правда, ток они уже не дают. :-))


Магнитофон не имеет никаких органов управления, кроме выключателя питания. Уровень записи не регулируется. Имеется выход для кристаллических наушников, видимо, служивший для контроля уровня записи. Режима воспроизведения магнитофон не имеет, только запись. Даже режим "стоп" отсутствует, прижимной ролик всегда прижат к тонвалу. Зато есть полноценная стирающая головка, что, мягко говоря, нетипично даже для более поздних портативных магнитофонов. Режимов перемотки или каких-либо приспособлений для перемотки ленты нет. Катушки фиксируются на подкатушечниках пружинами. Магнитофон может работать в любом положении, но что-то мне подсказывает, что аккумулятор двигателя лучше не переворачивать. :-))
ЛПМ устроен следующим образом: вал ведущего двигателя прижат к обрезиненному краю тонвала. С тонвала кинут пассик на паразитный ролик. Край пассика входит в зацепление со шкивом приёмного узла, что обеспечивает проскальзывание. Тонвал имеет съёмную насадку, её диаметр 19 мм, при этом диаметр вала 9,5 мм, что как-бы намекает. :-)))


Магнитофон довольно лёгкий для своего времени, вес с батареями порядка 7 кг. Габариты 350х160х170 мм.
Особенное недоумение у меня вызвала схема питания ведущего двигателя:


ЛПМ с обратной стороны: 


Слева на пружинном подвесе - вибропреобразорватель K1. Двигатель не имеет ни центробежного регулятора, ни механического подтормаживающего устройства. Вибропреобразователь с ним никак не связан механически, только электрически.
Амплитуда колебаний якоря вибропреобразователя зависит от напряжения на батарее. Контакты вибропреобразователя замыкают половину обмотки ротора, и таким образом подтормаживают мотор.
Забавно, но такая стабилизация как-то работает, хотя и в узком диапазоне питающих напряжений (примерно от 5,8В до 6,3В) и нагрузок на вал двигателя.
И ещё более забавно, что возможные скорости движения ленты - 19 и 38 см/сек.


Двигатель крупным планом:


После чистки и смазки всего трущегося-вращающегося механизм довольно уверенно заработал. Так же пришлось заменить пассик - он потерял эластичность.

Первое упоминание об этом магнитофоне, которое мне удалось найти, было в майском номере американского журнала Popular Science за 1949-й год:


Магнитофоны этой марки использовались достаточно недолго. Много проблем доставлял ненадёжный электропривод. Появление в начале 50-х более функциональных и совершенных аппаратов привело к быстрому выводу Stancil Hoffman-ов из эксплуатации. Однако лицензионную копию M5A успела запустить в серию фирма Boosey & Hawkes, специализировавшаяся на музыкальных инструментах. Правда, в модели Boosey & Hawkes Reporter капризный электропривод был заменён на патефонный. В таком виде его творчески скопировали японцы из Fuji, потом его реплику выпустила фирма Totsyko, потом подоспела Sony с моделью PT-1, и даже в транзисторном Sony PT-4/EM-1, выпущенном в 1961-м году, можно увидеть дальнейшее развитие этой конструкции. В длинном ряду подражателей можно так же выделить Штефана Кудельски  с его Nagra I и Nagra II, а так же ультра-компактного японца Dokorder PT-4.

EMI L2, выпущенный в Англии по заказу BBC в 1952-м году, явно спроектирован под влиянием Stancil Hoffman. Да и в более позднем EMI L4, выпускавшемся до начала 70-х, прослеживаются некоторые "фамильные" черты.

Таким образом, несмотря на небольшое количество выпущенных экземпляров, этот магнитофон можно считать знаковым для индустрии звукозаписи. 

Stancil Hoffman засветился в фильме "Джентльмены предпочитают блондинок" с Мерелин Монро (1952-й год):




На него Мелоун записал разговор Лорели Ли с Бикманом:


Правда немного непонятно, зачем микрофон воткнут в гнездо для наушников?!
И ещё нюанс - надпись "Minitape" и название фирмы-изготовителя на передней панели тщательно закрашены.

На моём экземпляре магнитофона присутствует аббревиатура WDGY, что указывает на одноимённую радиостанцию, расположенную в городе Лейкленд, штат Минесотта, США.
На ленте, установленной в магнитофон, имеется запись небольшого фрагмента прямого эфира данной станции.
Радиостанция WDGY была основана в 1923 году радиолюбителем доктором Джоржем Янгом. Название радиостанции основано на его инициалах.
Правда, в 1945-м он умер, и его наследники продали радиостанцию. На начало 50-х вещание велось на частоте 1130 кГц.
Радиостанция существует и сейчас.