Попал мне в коллекцию такой-вот экземплярчик:
Это не дозиметр, и не кофр под фотоаппаратуру, а английский репортёрский магнитофон EMI L2B:
Спроектирован в 1952 году по заказу BBC.
Схема - полностью на лампах:
Довольно плотный монтаж:
Общий вид шасси:
Привод тонвала - роликовый, от двигателя постоянного тока:
Судя по всему, EMI L2 - первый магнитофон, в котором применен двигатель постоянного тока с центробежным стабилизатором оборотов.
Привод правого подкатушечника - пассиковый, с регулируемой фрикционной муфтой:
Перемотки - ручные. Перемотка вперёд осуществляется с помощью ручки на замке правого подкатушечника. Перемотка назад - с помощью откидной ручки на крышке. Неприятный нюанс такой конструкции - при перемотке назад правый подкатушечник через приводной ремень раскручивает достаточно массивный маховик тонвала. И если прекратить вращать ручку перемотки, правый подкатушечник за счёт инерции тонвала делает несколько оборотов, в результате с правой катушки сваливается два-три витка ленты. Ох уж эти англичане! И эта нация когда-то двигала технический прогресс!
Питается всё это великолепие от довольно брутального батарейного блока 10х"D", и двух анодных батарей (отсек и клеммы для них - справа на фото):
Батарейный блок целиком:
Магнитофон не слишком компактен, его размеры 360х170х190 мм. Максимальный диаметр катушек - 13 см. Запись монофоническая, на всю ширину ленты.При использовании лент того времени это давало порядка 15 минут звучания на скорости 19 см/сек.
David Attenborough записывает кваканье лягушек на магнитофон EMI L2:
Для 1952-го года аппарат был весьма продвинутый - немногие существовавшие на тот момент переносные магнитофоны, за парой исключений, имели патефонный привод. АЧХ 50-7000Гц для того времени - тоже очень неплохо! Стрелочный индикатор уровня записи, сквозной тракт. Несколько портит картину время работы от одного комплекта батарей - всего 1,5 часа. :-)) Отсутствие стирающей головки можно было бы считать недостатком, но для переносных магнитофонов того времени это норма. Отказавшись от стирающей головки, можно было заметно снизить энергопотребление схемы в режиме записи. Ленту предварительно стирали с помощью размагничивающего устройства.
Магнитофон выпускался в трех версиях - L2A, L2B и L2C, отличавшихся скоростью движения ленты: 9,5/19/38 см/сек. соответственно.
Принципиальная схема магнитофона:
Магнитофон комплектовался микрофоном STC4032:
Известный в своё время корреспондент BBC Brian Vaughton со своим магнитофоном EMI L2:
Перевод его интервью об EMI L2 (речь слегка сбивчивая, возраст всё-таки):
Посмотрите на мой старый магнитофон EMI L2, изготовленный, как я полагаю, в начале 50-х.
Он весит… Он выглядит, как ящик, он весит 14 фунтов, увесистая штука. На него можно установить 5-ти дюймовые катушки. Питается от батарей, 10 низковольтных, и две высоковольтных батареи, которые устанавливаются в отсек за откидной крышкой. Сбоку можно увидеть ручку регулировки уровня. Индикатор сверху показывает уровень записи. Сбоку так же имеется выключатель питания. Для заправки ленты нужно провести ракорд мимо двух головок. Затем нужно нажать ручку, чтобы прижать ленту к записывающим головкам (примечание: записывающая головка в этом магнитофоне одна, тут явная оговорка). Слева от индикатора есть ещё один тумблер, который переключает воспроизведение-запись. Вот тут-то я и ошибся во время своей первой настоящей записи на выезде на стадионе Гленвайт (примечание: название произнесено неразборчиво, возможна ошибка). Поставив магнитофон на землю, я случайно переключил тумблер на воспроизведение, и думал, что идёт запись. Но в какой-то момент я обнаружил ошибку. Чтобы перемотать ленту назад, нужно было закрыть крышку, нажать кнопку, и крутить ручку для обратной перемотки ленты. Необходимо приложить физическое усилие к этой откидной ручке. Вы нажимаете кнопку, крутите ручку и таким образом перематываете ленту вручную. Посмотрите на три небольших тонких окошка в крышке. Можно увидеть, сколько ленты осталось, если вы осуществляете запись при неблагоприятных погодных условиях, и крышка корпуса закрыта. Конечно, если вы находитесь в помещении, можно работать и с открытой крышкой. Всё просто: отводите ленту, отодвинув прижимной ролик от головок, чтобы остановить механизм.
Другое упоминание о работе с магнитофоном EMI L2 - в американском журнале "Tape recording" за июль 1961-го года была напечатана статья некого John H. Lerch из Канады о его путешествии в Португалию . Там он записывал материалы для канадской государственной радиовещательной корпорации.
John Lerch берёт интервью у лиссабонской звезды - певицы Celeste Rodriguez. Микрофон пока не опознал.
Забавно пишет (мой перевод с английского):
Я отвёл себе семь недель, чтобы выполнить эту работу, которая была для меня как источником средств к существованию, так и удовольствием. <....>Я рулил своим новым Фольксвагеном и мой надёжный EMI (магнитофон, сделанный в г. Хайес (Мидлсекс, Англия), и приобретённый мной без микрофона за 395 долларов) находился справа от меня. Магнитофону было два года, он ещё не был транзисторным и не имел встроенного контрольного динамика, в отличие от более новой его модификации. <...>Такие магнитофоны EMI много лет использовались BBC и CBC, весили 14 фунтов и были наиболее надёжным известным мне звукозаписывающим оборудованием. Чтобы избежать повреждения магнитофона в случае дорожного инцидента я закрепил его на сидении при помощи ремней. Я приобрёл с десяток катушек с лентой (600-футовые катушки, обеспечивали 15 минут записи на каждую на скорости 7,5 ips), ещё десятка два катушек ждали меня в Лиссабоне. <...>Проблем с приобретением полуторавольтовых батареек для фотовспышек не было. (примечание: речь идёт о батарейках форм-фактора "D" с повышенной токоотдачей) Но при покупке их обязательно надо было проверять. Труднее было купить анодные батареи, но их и хватало надолго. <...> Магнитофон EMI не имел встроенного динамика, поэтому был очень неудобен для монтажа. Я пользовался услугами местных студий Emissora National - национального радиовещательного агенства Португалии. Это была местная радиостанция с двумя-тремя студиями, с оборудованием Ampex, большой музыкальной библиотекой и кучей разной полезной техники. На передвижной студии звукозаписи Emissora, смонтированной в автофургоне, мы поехали в Viana de Castello, где с помощью инженера студии записали на магнитофон Nagra местный музыкальный фестиваль, очень впечатляющий. <...> Я отказался от покупки английского микрофона (примечание: видимо, имеется ввиду штатный для EMI L2 микрофон STC4032) из-за его низкой надёжности и пользовался американским.
Другие фотографии тех лет, запись интервью на магнитофон EMI L2:
Применение EMI L2 для записи саунд-трека к документальному фильму:
Аборигенам нравится:
Схема выходного каскада УВ такова, что к нему можно напрямую подключить пассивную АС со встроенным понижающим трансформатором, при этом громкость будет достаточной. Что и сделал белый бвана на фото.
К сожалению, компания EMI пошла по тому же пути, что и завод имени Петровского с его Репортёром-2. В конце 50-х магнитофон был переделан на транзисторы без изменения кинематики, и выпускался под названием EMI RE321. Правда, в отличие от завода имени Петровского, англичане при модернизации всё-таки установили в корпус контрольный динамик. Однако для начала 60-х эта конструкция была уже настоящим анахронизмом, особенно на фоне Nagra III (1958) и Uher report 4000 (1961). Тем не менее, EMI RE321 выпускался без изменений как минимум до 1967-го года! Существовала даже версия для киностудий с каналом пилот-тона.
EMI RE-321:
Завершилась эта эпопея созданием репортерского магнитофона EMI L4:
Магнитофон, наконец, обзавёлся стирающей головкой, обратной перемоткой и даже стабилизацией натяжения ленты на подающем узле. Выпуск EMI L4 продолжался до середины 70-х годов. после чего компания EMI, наконец, прекратила испытывать терпение мироздания, и больше не связывалась с портативным магнитофонами.