Кассета Fidelipac

Типовая радиовещательная студия, 1960-е:

В стеллажике - пластинки 45-тки, а вот что в правой и в нижней частях стеллажика? И что за девайсы на заднем плане за микрофоном?

Ещё студия 60-х:

Слева - опять стеллажик, и два непонятных деревянных ящика на пульте.

70е:

Аж два стеллажика, и три ящика по центру.

Ещё 70-е:

Небольшой стеллажик справа и опять непонятный ящик с индикатором.

А это касетные магнитофоны формата Fidelipak и кассеты к ним.
У этого формата несколько альтернативных названий: Sound cartridge, Cart, NAB cartridge. Формат был разработан в 1954-м году в США инженером George Eash специально для радиовещательных студий. Внедрение несколько затянулось, серийное производство началось только в 1959-м году. Однако формат быстро распространился практически по всему миру, за исключением восточной Европы и СССР. Оказался весьма живучим - применялся до конца 90-х годов. Именно на основе формата Fidelipak был разработан бытовой кассетный формат 8-track, правда, получивший распространение только в США, Канаде и Японии.
Кассета Fidelipak содержит внутри себя закольцованную петлю магнитной ленты шириной 6,3 мм. Стандартная скорость движения ленты 19 см/сек, однако выпускались и магнитофоны с поддежркой скоростей 9,5 и 38 см/сек. Первоначально запись была двухканальной. Один канал использовался для записи музыки, второй - для записи синхросигнала. Синхросигнал представлял из себя тон фиксированной частоты, и использовался для остановки магнитофона по завершению фрагмента записи. Впоследствии был осуществлён переход к стереофонии, и каналов стало три.
В основном кассеты использовались для записи джинглов, заставок и рекламных фрагментов. Применяли их и для воспроизведения музыки, при этом на один картридж, как правило, записывали один трек. Очень удобно - вставил кассету, нажал "Play". После завершения трека магнитофон доигрывает закольцованную ленту до начала, и останавливается по тональному сигналу. Можно изъять кассету из магнитофона и положить обратно на стеллаж - она снова готова к использованию. Перематывать на начало трека, как это требуется с катушками и компакт-кассетами, не нужно.
Сигнал автостопа мог быть использован для запуска второго магнитофона, что, опять же, сильно облегчало работу ди-джея.
Другим плюсом данного формата была предельная простота ЛПМ магнитофона - двигатель, пассик, тонвал. Подкатушечники отсутствуют, в них нет необходимости.
Существовали три версии кассет Fidelipac - четырёхдюймовые "A" (наиболее распространённые), шестидюймовые "B" и восьмидюймовые "C". Теоретически они все могут быть установлены в любой магнитофон данного формата, но есть нюансы.
В отличие от более позднего формата 8-track, кассеты Fidelipac не содержат внутри себя прижимного ролика (прижимной ролик заводится в кассету снизу через окно). А вот поролоновые подушечки, обеспечивающие прилегание ленты к головкам, присутствуют, что скверно - поролон охотно деградирует. Впрочем, для восстановления кассет можно использовать аналогичные подушечки для формата 8-track, они продаются на е-бее.

В мои загребущие руки попал редчайший и непонятный аппарат формата Fidelipac, Sportmaster Portapak:

Этакий неуловимый Джо, который оказался никому не нужен, кроме меня. :-))
От остальных магнитофонов данного формата он отличается тем, что он... переносной! И даже имеет автономное питание, хотя может питаться и от сети.
Есть встроенный динамик, а вот какого-либо выходного гнезда нет в принципе, да и места для него не предусмотрено. Нет и режима записи, но это обычное явление для данного формата. Автостоп по тональному сигналу, являющийся обязательной фичей данного формата, отсутствует.
Кому и зачем мог понадобиться портативный плеер формата Fidelipac с автономным питанием, для меня загадка. С трудом представляю себе работу радио ди-джея, так сказать, в поле.
Тем не менее, вот он, этот плеер, в клёвой сумочке с карманом под 4 кассеты:

Название Sportmaster намекает, что основное назначение данного странного девайса - обеспечение фоновой музычки для занятий спортом. До эпохи компакт-кассет и картриджей 8-track время ещё было, так что может и имелся в начале 60-х некий спрос на такое вот чудо. Судя по элементной базе и маркировке на конденсаторах, аппарат изготовлен в США в 1959-м или 1960-м году.

Кассета с джинглом какого-то радио-21 из Небраски установлена в плеер:

Слева - ручка громкости, по центру - индикатор заряда аккумуляторной батареи, справа от него - регулятор тембра, и совсем справа - ручка включения. В положении "Ready" мотор запущен, подано питание на схему, но прижимной ролик не подведён к тонвалу и лента неподвижна. Моторчик (с центробежным стабилизатором) довольно слабенький, а маховик тонвала - весьма массивный, так что для разгона тонвала до штатных оборотов требуется порядка 3-4 секунды. В положении "Play" прижимной ролик подводится к тонвалу и начинается воспроизведение.

Отвинтив пару винтиков, можно откинуть крышку:


Головка, тонвал и убранный прижимной ролик крупным планом:


Прижимной ролик поднят:

Никакого ремонта или обслуживания не потребовалось. Плеер отлично работает, звук чистый и довольно качественный, динамик не хрипит. Увы, в большинстве имеющихся у меня кассетах деградировали поролоновые вставки, и лента плохо прижимается к головке. Тем не менее, с помощью небольших ухищрений немного послушал музычку и джинглы 60-х.
Видео работы плеера:
https://youtu.be/nMEcCa97xmI