Приехал ко мне здоровенный и тяжеленный ящик:


Пока тащил его в мастерскую, чуть не сорвал спину. 35 килограмм - не хухры-мухры!


Это плод сумрачного японского гения, Akai X500vt / Roberts X1000. Единственный в своём роде гибрид катушечного реверсного стерео-магнитофона и чёрно-белого видеомагнитофона.
Лирическое отступление:
Напомню, что фирма Roberts имела крайне опосредованное отношение к продукции Akai. В 50-е и 60-е годы ряд японских фирм использовали торговые марки испытывавших финансовые затруднения американских компаний для экспорта своей продукции в США с целью минимизации таможенных расходов. Фирма Roberts по официальной легенде тестировала и настраивала поступавшую из Японии технику Akai перед отправкой в торговые сети. По слухам тестирование и настройка сводились к перегрузке коробок из одного контейнера в другой.
Не был исключением и Akai X500vt, в США он продавался под наименованием Roberts X1000.
Выпуск был начат в 1968-м году, и продолжался всего чуть больше года. По одним данным было выпущено порядка 50-ти штук, по другим - чуть более 300. Мой экземпляр имеет серийный номер 43 и выпущен в 1968-м году.
Забавным побочным эффектом появления данного уёбища устройства было то, что идея гибрида аудио- и видеомагнитофона проникла в неокрепшие умы инженеров-наркоманов из ЛОМО, и в 1971-м году они родили ещё более упоротый агрегат ЛОМО ВК 1/2.

Но вернёмся к нашим баранам.
Заправка ленты в режиме аудио-магнитофона:


Заправка ленты в режиме видеомагнитофона:


БВГ крупным планом:

Токосъёмник обычный, с подпружиненными контактами.

Аппарат в видео-режиме должен быть совместим с остальными видеомагнитофонами Akai формата VT: VT-100, VT-110, VT-120, VT-150 и VT-700.

Открываем:


Не совсем понятно, откуда берётся вес в 35 кило... Шасси - штампованное.
Управление - кнопочное, но логика построена на реле:


Стереофонический аудио-тракт расположен в нижней части магнитофона:


Справа расположена плата трекинга и управления синхронным мотором привода БВГ:


Слева расположена плата видеотракта.
Увы, сервис мануал не существует ни бесплатно, ни за деньги...
Привод тонвала - пассиковый:


Шкив двигателя - двойной, это сделано для переключения с 60 на 50 Гц. Двигатель - крайне интересный, у него три группы обмоток - на 9,5 и 19 см/сек в аудио-режиме и на 22 см/сек в видеорежиме.
Синхронный двигатель привода БВГ:


ЛПМ со снятыми панелями:


Кинематика классическая, трёхмоторная с ленточными тормозами. Датчиков натяжения ленты нет. Два варианта автостопа - фирменный акаевский контактный (наклеенная на ракорд токопроводящая полоска замыкает две стойки) и по окончанию ленты - микрик под правым подпружиненным рычагом.

Тщательный осмотр ЛПМ не выявил проблем. Так же не обнаружилось никаких следов внешнего вмешательства, т.е. за 52 года аппарат ни разу не ремонтировался. Подал питание. Зажглась лампа индикации аудио-режима, ведущий двигатель закрутился. Поставил катушку с записью, воткнул наушники, включил воспроизведение, и, о чудо, заиграла музыка! Звучание оказалось весьма на уровне. Проверил аудиотракт на измерительной ленте - отклонения уровня и АЧХ не превышали +-1 Дб от паспортных. Проверил аудиозапись - всё отлично! И реверс работает. В данном аппарате реверс осуществляется вертикальным смещением воспроизводящей головки  и сменой направления вращения ведущего двигателя.
Помня о заявленной совместимости с форматом VT, поставил катушку с видеозаписью, сделанной в 70-е годы на Akai VT-150. Тут, собственно, имеется один нюанс - из принадлежащих мне катушечных видеомагнитофонов Akai часть предназначалась для Европы и работает в формате 25 кадров в секунду, а часть - для Японии и США, там 30 кадров в секунду. Между собой эти аппараты не совместимы, и простыми способами из одного формата в другой не перестраиваются. Поэтому требовалась именно видеозапись в формате 30 кадров в секунду. Под рукой оказалась эта. Увы, чуда не произошло, видеомагнитофон отказался синхронизироваться. Исследование синхро-канала показало, что тот полностью исправен. Но по какой-то причине видеозапись воспроизводилась чуть быстрее, чем на VT-150, и частота кадров по сигналу с синхро-головки получалась 33 кадра в секунду, тогда как система автотрекинга Roberts X-1000 может подстраиваться только до 32 кадров в секунду. Возможно, VT-150 был плохо настроен на заводе. Повлиять на скорость движения ленты в X1000 я никак не мог - переключение скоростей осуществляется коммутацией обмоток двигателя, и никаких органов тонкой настройки конструкцией не предусмотрено.
С другой стороны, у остальных катушечных видеомагнитофонов Akai система трекинга имеет намного больший диапазон подстройки, и запись, сделанная на X1000 должна быть нормально воспроизведена.
С помощью паяльника, МГТФ и такой-то матери подключил к X1000 телекамеру Akai VC-60. Других источников видеосигнала с нужной частотой кадров поблизости не оказалось. Стрелочки задёргались. Увы, запись показала, что видеотракт полностью исправен, а вот одна из двух головок в БВГ повреждена. 
До приезда донора я задвинул магнитофон в дальний угол мастерской.
В качестве донора был приобретён портативный видеомагнитофон Akai VT-110. Данная модель выпускалась предположительно с 1971-го года, тогда как X500 выпускался в течение 1968-го года. Тем не менее, была надежда на то, что головки из БВГ совместимы по габаритам и параметрам.
Наконец, донор доехал до меня. Головки в БВГ оказались исправны и полностью совместимы по геометрическим размерам. Индуктивность головок несколько отличалась, у X500 2,5 мкГн, у VT-110 - 3,3 мкГн. В результате донорские головки работали несколько иначе, но штатных органов настройки хватило для компенсации различий.
С донором приехала катушечка с видеолентой, на ней обнаружилась короткая запись, и она оказалась совместима с X500.

Работа видеомагнитофона в режиме воспроизведения:
https://youtu.be/zZ1_tKJ3WKc


Увы, попытка записать видео закончилась фиаско - как и до замены повреждённой головки, записывался только один полукадр. Как это могло сочетаться с нормально работающим воспроизведением, мой мозг понимать отказывался. Однако детальное изучение матчасти привело к интересному открытию - в отличие от других видеомагнитофонов Akai, у X500 видеоголовки в БВГ не соединены последовательно, а работают полностью раздельно. Имеются два выходных каскада УЗ и два предварительных каскада УВ. (Напомню, что сервис-мануал на X500 не существует ни бесплатно, ни за деньги, поэтому подобные нюансы можно выяснить только изучением железа) При этом коммутации головок нет, сигналы с предварительных УВ тупо суммируются. Видимо, у ранних головок был большой разброс параметров, и их работа в последовательном включении (стандартном для более поздних видеомагнитофонов) была из-за этого затруднена.
Небольшой радиатор на корпусе одного из выходных транзисторов коротил на металлический экран УЗ, в результате сигнал на головке был не 3,5 вольта, а порядка 200-300 мВ, и этого было, мягко говоря, недостаточно. Скорее всего, данная неисправность была следствием не слишком аккуратного обращения с магнитофоном при пересылке в РФ.
Поправил. Заодно поменял плоский ремень привода тонвала - он потерял эластичность, и при переключении скорости иногда сваливался.
В качестве источника видеосигнала 30 кадров в секунду использовался портативный комплект бетакам от Sears.

Воспроизведение записи, сделанной на этот видеомагнитофон с телекамеры:
https://youtu.be/kewYwcr1f38

Итого, перечень обнаруженных неисправностей:
1. Обломился вывод у лампочки подсветки индикаторов.
2. Загустела смазка в счётчике метража.
3. Повреждена одна из двух головок в БВГ.

4. КЗ в одном из каналов тракта записи.

С учётом того, что при транспортировке из США с аппаратом, скажем так, традиционно не церемонились, вынужден констатировать - для вывода этого монстрика из строя необходим, как минимум, ядерный взрыв.