"Этот магнитофон - средоточие последних достижений в электронике и механике!"
"Он собран из лучших компонентов, и отличается высочайшей надёжностью!"
"Кристально-чистое звучание! При всей своей компактности магнитофон записывает так же, как и лучшие стационарные рекордеры!"
"Полностью транзисторная схема. Механизм собран аккуратно и с высокой точностью."
Думаете, это отзывы о профессиональном репортерском магнитофоне? Например, о Nagra III Штефана Кудельски?
А вот и нет! Это отзывы из статей в популярных американских журналах о... немецком магнитофоне-игрушке TelTape ценой в 30 долларов.
Магнитофон-игрушка TelTape (ФРГ, 1957):
Переход на транзисторную схемотехнику в середине 50-х проходил не слишком гладко. Первые транзисторы были недешевы, отличались низкой надёжностью и скромными параметрами. Тем не менее, немецкая фирма Maihak, производившая репортерские и кино-магнитофоны с патефонным приводом, уже в 1956-м году выпустила первый в мире транзисторный магнитофон, Maihak MMK3tr:
Он был результатом модернизации предыдущей, ламповой модели, MMK3. Ламповая схема была заменена на транзисторную. Тем не менее, это позволило увеличить время работы от батареи в два раза. При этом габариты и вес магнитофона не изменились, и ЛПМ был оставлен прежним.
А в 1957-м году сразу три фирмы выпустили магнитофоны, специально спроектированные под транзисторную схемотехнику.
Швейцарской фирмой Stellavox был выпущен удивительно компактный и лёгкий репортерский магнитофон SM4, который, действительно, по основным параметрам не уступал лучшим стационарным магнитофонам:
Немецкая фирма Trix, специализировавшаяся на производстве механических игрушек и моделей железных дорог, выпустила портативный офисный диктофон Phono Trix model 1:
И немецкая же фирма Fibing KG из Мюнхена, производившая недорогое измерительное оборудование, выпустила первый в мире магнитофон-игрушку TelTape:
Магнитофон, в отличие от более совершенных собратьев, не имел тонвала. Электродвигатель, расположенный в качающейся каретке, мог прижиматься своим валом к краю приёмного подкатушечника при воспроизведении/записи или к краю подающего подкатушечника при обратной перемотке. Обороты двигателя не были стабилизированы, поэтому скорость движения ленты в режиме рабочего хода зависела как от количества ленты на приёмной катушке, так и от остатка заряда батарей. Это позволило исключить из кинематики целый ряд дорогих в производстве узлов, и радикально снизить цену магнитофона. Самые дешевые магнитофоны в середине 50-х стоили от полутора сотен долларов. TelTape продавался за $29.95.
Впрочем, для послевоенной Германии даже такая сумма была достаточно высокой, поэтому TelTape поставлялся, в основном, в США. Импортом занималась Нью-Йоркская фирма Filnor products, ink.
Полагаю, что на получение удивительно восторженных отзывов от американской прессы были потрачены немалые суммы. А сравнение настолько примитивного аппарата со стационарными магнитофонами многое говорит о порядочности американских журналистов тех лет.
Впрочем, были отзывы и более соответствующие действительности:
"Качество соответствует более высокой цене. Присутствуют все основные функции обычного магнитофона" (Extension magazine)
"Дешевый и удобный магнитофон для записи/воспроизведения речи" (Popular Mechanics)
"Имеет те же функции, что и магнитофоны, цена которых минимум впятеро выше." (Motor Trend Magazine)
Надо отдать должное импортёру, несмотря на не очень джентельменские рекламные ходы, фирма Filnor products обещала покупателям возврат денег в течение недели, если магнитофон не понравится.
TelTape комплектовался микрофоном (служившим так же наушником), катушками с лентой, и комплектом батарей:
ГСП отсутствовал, стирание осуществлялось постоянным магнитом, подводившимся к ленте с помощью отдельной ручки:
Подмагничивание осуществлялось постоянным током.
Запись производилась на всю ширину ленты. Встроенный динамик отсутствовал. Из-за нестабильной скорости движения ленты и высокого коэффициента детонаций магнитофон годился только для записи речи.
Нижняя крышка магнитофона:
На батарейках написано, что они герметичные. Таки да, за 60 лет они не протекли. :-)
Кинематическая схема ЛПМ TelTape:
Электронная часть не отличалась особой сложностью:
TelTape пользовался большой популярностью благодаря низкой цене и отсутствию аналогов. Выпускался так же под названием Bambinofon.
Идея настолько примитивного магнитофона пришлась по душе японским производителям. Конструкция была слегка доработана, добавлен динамик, и получилась такая-вот поделка:
С незначительными отличиями в дизайне этот магнитофон выпускался под несколькими десятками разнообразных названий.
В СССР в 1968-м году выпустили свою версию этой конструкции, магнитофон-игрушку "Пчёлка":
Другие страны мира, в основном, игнорировали этот класс аппаратуры, разве что в ФРГ фирма Grundig некоторое время выпускала магнитофон-игрушку Niki:
Однако следующая модель, Grundig TK1, уже имела тонвал.
В Японии же продолжали окучивать удачно найденную рыночную нишу вплоть до конца 60-х годов.
Выпускалась под разными названиями серия магнитофонов-игрушек, замаскированных под книгу.
Магнитофон-книга BooKorder:
Правда, надпись BooKorder на "обложке" отрицательно сказывалась на такой маскировке.
А магнитофон-игрушка Channel Master Small Talk попал в четвертый фильм о Джеймсе Бонде, "Шаровая молния":
Кинематическая схема Channel Master:
Выпускались и более миниатюрные магнитофоны-игрушки.
Monacor:
Tinico:
Tinico был зачем-то скопирован в СССР, и с 1968-го года выпускался под названием "Электрон-52Д":
Он же "диктофон Штирлица":
Для съёмок на диктофон "Электрон-52Д" был наклеен шильд "Siemens". На самом деле настолько миниатюрных магнитофонов во время войны не существовало, наиболее портативный магнитофон с автономным питанием весил 20 килограмм.
Впрочем, известный московский коллекционер VintageTechnics считает, что техническая возможность создания такого магнитофона в 1945-м году уже была. В подтверждение своих слов он сделал функционирующую версию Электрона-52Д на лампах того времени.
Описание лампового Электрона-52Д: http://vintage-technics.ru/Tinico.htm#chapter7
Производилась даже кассетная версия магнитофона-игрушки, Westinghouse Tape Correspondent, выпускавшаяся, впрочем, и под другими названиями:
Несмотря на американское название, этот диктофон так же производился в Японии. В руководстве пользователя, конечно, написано мелким шрифтом в уголке "произведено в Японии по американским спецификациям", однако что-то мне подсказывает, что "американские спецификации" там даже не ночевали.
Забавное японское три в одном, Answer:
Магнитофон-игрушка, совмещенный с СВ-радиоприёмником и проигрывателем пластинок-сорокопяток.
Среди немногих не-японских магнитофонов-игрушек можно выделить изделия австрийской фирмы Stuzzi.
"Шпионский" диктофон Stuzzi XJE4:
Был четырёхдорожечным и имел режим реверса. Кстати, тоже отметился в бондиане, "Из России с любовью". В фильме диктофон Stuzzi был спрятан внутри фотоаппарата.
Офисный кассетный диктофон Stuzzi Memocord K-60:
А в США фирма Webcor выпускала кассетный "шпионский" диктофон Personic, так же не имевший тонвала:
Правда разработчика этой версии магнитофона-игрушки почему-то звали Хироши Оно. Коренной американец, наверное.
Подобные "шпионские" диктофоны хотя и позиционировались производителями как предназначенные для скрытой записи, в реальности спецслужбами практически не использовались, и применялись, в основном, как офисные диктофоны. Впрочем, их использовали и частные детективы.
К концу 60-х - началу 70-х годов распространение компакт-кассет сделало катушечные магнитофоны-игрушки неконкурентоспособными, и их производство прекратилось.