Не секрет, что значительная часть советской бытовой электроники была плодом иногда более, иногда менее творческого копирования иностранных образцов. Однако случалось, что разработчикам давали немного воли, и тогда полёт фантазии мог достигать совершенно невероятных высот! Особенно этим отличались инженеры ЛОМО. Ничем, кроме прямых поставок в Ленинград кокаина из Колумбии, я этот феномен объяснить не могу.
В длинном ряду "шедевров" от ЛОМО можно выделить, например, эстрадный комплекс "ЛОМО-Солист" или катушечный видеомагнитофон ЛОМО ВМ 403, но заслуженное первое место по упоротости уверенно держит первый в СССР репортерский видеомагнитофон ЛОМО ВК1/2:


Выпуск ЛОМО ВК1/2 был начат в 1971-м году, всего через четыре года после начала продаж первого в мире репортерского видеомагнитофона Sony DV-2400.

Видеомагнитофон ЛОМО ВК 1/2 комплектовался чёрно-белой телекамерой "Взор":


Четкость изображения ЛОМО ВК 1/2 оставляла желать лучшего, всего 200 строк, но это нормально для тех лет. Видеомагнитофон был чёрно-белым. Скорость движения ленты 9,5 см/сек.
Казалось бы, видеомагнитофон, как видеомагнитофон, много их было таких в начале 70-х...
Однако не стоит судить об этом сказочном чудище по первому взгляду.
Начнём с того, что для работы от сети 220В переносная часть видеомагнитофона устанавливалась в кредл.
Причём для установки в кредл из видеомагнитофона нужно было извлечь Ni-cd аккумулятор, который заряжался от отдельного зарядного устройства.


ЛОМО ВК 1/2  в кредле:


Подобное решение применялось в 60-е некоторыми производителями переносных аудиомагнитофонов, например, Sony, Saba, и Fi-cord.

Двухблочный Sony SSA-905:


А в середине 70-х фирмы Sony и Panasonic применили кредлы и для видеомагнитофонов.


Sony AV-8500 на кредле:


В данном случае кредл содержал в себе не только зарядное устройство, но и блок цветности. Без него видеомагнитофон воспроизводил только черно-белое изображение. Впрочем, это было уже после ЛОМО ВК1/2, так что приоритет установки видеомагнитофона в кредл однозначно у сумрачных гениев из Ленинграда.


А кредл непрост, ох непрост!
Он содержит в себе... двигатель:


На фото видно ротор двигателя. При установке переносной части видеомагнитофона в кредл встроенный двигатель постоянного тока отстыковывается от ЛПМ, и вместо него механизм приводится в движение асинхронным мотором, расположенным в кредле. При этом появляются режимы перемотки вперед и назад, отсутствующие у переносной части.
До такого больше никто из производителей видеомагнитофонов не додумался!

Но если бы особенности ЛОМО ВК 1/2 этим ограничивались...
Приёмный подкатушечник видеомагнитофона расположен на поворотном рычаге. Если подкатушечник в левом положении, на видеомагнитофон устанавливаются катушки диаметром 13 см, и механизм можно закрыть штатной крышкой. Если же подкатушечник в правом положении, на видеомагнитофон можно поставить катушки диаметром 18 см, но крышка при этом не закрывается.
Подобный узел в тех же целях применялся в аудиомагнитофонах в 60-е годы фирмами Carad и Scully, однако в видеомагнитофонах ничего подобного мне не встречалось.

Carad R59:


Но и это ещё не всё! Легким движением руки... брюки превращаются... Лёгким нажатием на кнопку без надписи черно-белый видеомагнитофон ЛОМО ВК 1/2 превращается... в монофонический аудио-магнитофон!
ЛОМО ВК 1/2 имеет два тракта заправки ленты. Если ленту шириной 1/2 дюйма заправить вокруг вращающейся головки, получается чёрно-белый видеомагнитофон.


Но на магнитофон можно установить и катушки с лентой шириной 6,3 мм, лента заправляется по короткому тракту:


Выпускались как двухдорожечная, так и четырёхдорожечная версии магнитофона, однако аудио-тракт был только монофонический.

При этом в аудио-режиме приёмная катушка должна устанавливаться на правый подкатушечник через специальный переходник:



Собственно, не секрет, откуда чёртовы гении из ЛОМО позаимствовали идею двойного тракта.


Akai X-500, он же Roberts 1000, 1969-й год:


Единственный аппарат в своём роде - чёрно-белый катушечный видеомагнитофон и стереофонический аудио-магнитофон в одном флаконе.
Однако в Akai X-500 и аудио и видеолента имели одинаковую ширину, 6,3 мм.
Совместить в видеомагнитофоне два тракта под ленту разной ширины додумались только в Ленинграде!

В интернетах пишут про ещё один видеомагнитофон с подобным техническим решением - Юпитер-205, выпускавшийся опытными партиями с 1974-го года киевским заводом "Коммунист". Аналогично ЛОМО ВК 1/2, в Юпитере-205 был совмещён видео-тракт под 1/2 дюймовую летну с монофоническим четырёхдорожечным аудио-трактом под ленту 6,3 мм. Существенное отличие - в Юпитере-205 БВГ установлен под наклоном, а подкатушечники находятся на одном уровне, поэтому нет необходимости в проставке для установки приёмной катушки под ленту 6,3 мм.

К сожалению, судя по всему, ни одного экземпляра этого чудища не сохранилось.

Следует так же упомянуть, что ЛОМО ВК 1/2 в качестве контрольного монитора мог комплектоваться телевизором Юность-2:


Советские телевизоры, в основной своей массе, не имели видеовходов и видеовыходов. Поэтому для использования в качестве контрольного монитора телевизор Юность-2 дорабатывался, в него ставилась плата сопряжения:

Какое простое и изящное решение! (на самом деле нет) Но на фоне общей упоротости конструкции видеомагнитофона это уже не более чем лёгкие штрихи к портрету.

По слухам, ВК 1/2, несмотря на всю экзотичность конструкции, выпускался до второй половины 80-х годов. Всего было выпущено около 8000 экземпляров.
Восстановление работоспособности ВК 1/2 сильно затрудняется широким использованием роликов и ремней из популярного на ЛОМО полиуретана. К сожалению, этот материал гарантированно не выдерживает испытания временем. 

Ну и, так сказать, вишенка на тортик:
Разработчики ЛОМО ВК1/2 ориентировались на целый ряд импортных аппаратов, в том числе и на первый в мире портативный видеомагнитофон Sony DV-2400. Собственно, в конце 60-х производилось не слишком много портативных видеомагнитофонов, и значительная часть из них была сделана "по мотивам" DV2400. Однако DV-2400 не имел режима воспроизведения, тогда как у ЛОМО ВК1/2 он есть.

Нюанс в том, что у обоих аппаратов мотор один. Коромысло в БВГ приводится в движение тем же двигателем, что и тонвал. Если видеомагнитофон не имеет режима воспроизведения, ничто не мешает применить одномоторную кинематику. Какая разница, куда будет ползти трекинг при записи, воспроизводить-то это будут на полноценном видеомагнитофоне с раздельным приводом тонвала и БВГ. Он подстроит фазу вращения БВГ в соответствии с сигналом с синхро-дорожки.
А как реализовать режим воспроизведения при одномоторной кинематике?!

 


Грубо говоря, если БВГ при воспроизведении вращается синхронно с движением ленты, то неизбежное проскальзывание рано или поздно приведёт к тому, что головки будут двигаться не по траектории Track 0 или Track 1, а между ними. Это приведёт к достаточно серьёзным искажениям изображения.
В большинстве известных мне видеомагнитофонов данная проблема решена приводом БВГ от отдельного двигателя. Но не в ЛОМО!

На фото - нижняя часть БВГ с приводным шкивом. Под шкивом можно увидеть магнитопровод и катушку электромагнитного тормоза. Он подтормаживает БВГ при рассинхронизации. За счёт увеличения проскальзывания плоского ремня по шкивам происходит изменение фазы вращения БВГ относительно ленты.

 


Электомагнит на принципиальной схеме обозначен как ЭМ, и находится справа. Из схемы следует пара забавных нюансов:
1. Подтормаживание производится только при воспроизведении. Соответственно, подстройка фазы при воспроизведении возможна только в сторону снижения скорости вращения БВГ, что должно приводить к периодическим сбоям синхронизации.
2. Подтормаживание производится только когда магнитофон установлен в кредл. Провод 7 жгута идёт только на разъём Ш2, через который видеомагнитофон и присоединяется к кредлу. Таким образом, полноценное воспроизведение при работе от аккумулятора невозможно. Да и демодулятор находится в кредле, а без него - какое воспроизведение?!

 

 

Как показало внимательное изучение конструкции, проблема трекинга при воспроизведении всё-таки была решена разработчиками.

При установке видеомагнитофона в кредл толкатель 1 через отверстие в нижней панели отводит встроенный двигатель от промежуточного маховика, а вот толкатель 2 сдвигает направляющую, которая переставляет плоский ремень привода тонвала с одного шкива промежуточного маховика на другой, меньшего диаметра. При этом вместо встроенного в видеомагнитофон двигателя механизм приводится в движение асинхронным двигателем кредла, диаметр вала которого рассчитан так, что скорость движения ленты остаётся неизменной. А вот обороты БВГ немного увеличиваются. Что позволяет нормально осуществлять трекинг подтормаживанием БВГ.

 


Кинематическая схема портативной части ЛОМО ВК1/2:

1 - двигатель постоянного тока
2 - промежуточный вал
3 - тонвал
4 - прижимной ролик
5 - коромысло блока вращающихся головок (БВГ) с головками
6 - электромагнитный тормоз
7 - направляющая перемещения плоского ремня привода тонвала
8 - плоский ремень привода тонвала
9 - плоский ремень привода БВГ
Подкатушечники и их привод не показаны.

 


Разработчики, сэкономив один моторчик, на ровном месте организовали себе несколько технических проблем, которые потом героически решали через задницу.

 

Впрочем, подобное, хотя и несколько более изящное решение применено в видеомагнитофоне Sony AV3400 и его советской копии Электроника-501.

Как видно из блок-схемы, помимо основного двигателя (на схеме обозначен, как main motor, M1), расположенного непосредственно в БВГ, имеется дополнительный мотор с пассиковым приводом на тонвал (sub-motor, M2), работающий только при воспроизведении. Он и подстраивает трекинг в нужном направлении за счёт проскальзывания плоского ремня между БВГ и тонвалом. Инженеры фирмы Sony были теми ещё затейниками!

Согласно авторскому свидетельству СССР №285279 "Малогабаритный видеомагнитофон" заявка на кинематическую схему ЛОМО ВК1/2 была подана 20 мая 1969-го года. В описании изобретения упомянута стационарная часть, а так же поворотный узел приёмного подкатушечника. А вот про комбинированный аудио- и видеотракт в описании нет ни слова. Видимо, эту рационализацию пропихнули в конструкцию позже. Ну и из авторского свидетельства можно узнать фамилии авторов одной из самых упоротых конструкций ЛОМО: И.А. Слуцкий, М.Г. Локшин, М.Г. Шульман. Конструкция ЛОМО ВК1/2 довольно подробно описана в журнале "Техника кино и телевидения" №1 за 1972-й год, авторы: М.Г. Шульман, В.А. Костин, Е.Н. Никонов, М.П. Баронин.

Цитата из статьи: "В качестве носителя используется лента 12,7 мм. Применение более узкой ленты значительно усложняет требования к лентопротяжному механизму, тем более, что международные предложения по стандартизации предусматривают эту ширину."

Забавно, что, за исключением ширины ленты, на эти самые международные предложения по стандартизации при проектировании ЛОМО ВК1/2 положили большой и толстый... 

Из данной цитаты можно сделать вывод, что видеомагнитофоны Akai под ленту шириной 6,3 мм рассматривались в качестве образца для подражания, однако были сочтены слишком сложными для советской промышленности. 

Кинематическая схема с индукционным тормозом описывается в книге "Бытовые видеомагнитофоны", при этом утверждается, что данный узел применяется "в ряде видеомагнитофонов, например, в отечественном видеомагнитофоне "Малахит". Этот видеомагнитофон выпускался с 1967-го года, таким образом, данное техническое решение, скорее всего, перекочевало в ЛОМО ВК 1/2 оттуда.

Первоисточником же, похоже, является видеомагнитофон Sony CV-2000, сконструированный под руководством инженера Набутоши Хикара в 1965-м году. Это первый в мире одномоторный видеомагнитофон с наклонно-строчной записью, и в нём трекинг обеспечивается именно индукционным тормозом.

Как известно, Михаил Шульман в конце 50-х возглавлял бригаду молодых специалистов КИНАПа, разработавших первый советский видеомагнитофон. Он же заведовал лабораторией магнитной видеозаписи на КИНАПе.

В своей статье "Как дело было!", опубликованной в журнале Mediavision  в 2011-м году, Шульман с плохо скрываемой горечью упоминает, что на состоявшемся в 1964-м году заседании техсовета ГКРТ было принято решение не в пользу разработанного под его руководством видеомагнитофона КМЗИ-10. Несмотря на более высокое качество записи видеосигнала, кляты бюрократы предпочли видеомагнитофоны серии "Кадр", совместимые с форматом "А" от Ampex. И почему я не удивлён?!

 

Шильд имеющегося у меня экземпляра ЛОМО ВК1/2:

 

Судя по датам на деталях, видеомагнитофон был собран в начале 1972-го года.