Не секрет, что значительная часть советской бытовой электроники была плодом иногда более, иногда менее творческого копирования иностранных образцов. Однако случалось, что разработчикам давали немного воли, и тогда полёт фантазии мог достигать совершенно невероятных высот! Особенно этим отличались инженеры ЛОМО. Ничем, кроме прямых поставок в Ленинград кокаина из Колумбии, я этот феномен объяснить не могу.
В длинном ряду "шедевров" от ЛОМО можно выделить, например, эстрадный комплекс "ЛОМО-Солист" или катушечный видеомагнитофон ЛОМО ВМ 403, но заслуженное первое место по упоротости уверенно держит первый в СССР репортерский видеомагнитофон ЛОМО ВК1/2:


Выпуск ЛОМО ВК1/2 был начат в 1971-м году, всего через четыре года после начала продаж первого в мире репортерского видеомагнитофона Sony DV-2400. Более того, он же и послужил прототипом при разработке кинематики ВК 1/2.

Видеомагнитофон ЛОМО ВК 1/2 комплектовался чёрно-белой телекамерой "Взор":


Четкость изображения ЛОМО ВК 1/2 оставляла желать лучшего, всего 200 строк, но это нормально для тех лет. Видеомагнитофон был чёрно-белым. Скорость движения ленты 9,5 см/сек.
Казалось бы, видеомагнитофон, как видеомагнитофон, много их было таких в начале 70-х...
Однако не стоит судить об этом сказочном чудище по первому взгляду.
Начнём с того, что для работы от сети 220В переносная часть видеомагнитофона устанавливалась в кредл.
Причём для установки в кредл из видеомагнитофона нужно было извлечь Ni-cd аккумулятор, который заряжался от отдельного зарядного устройства.


ЛОМО ВК 1/2  в кредле:


Подобное решение применялось в 60-е некоторыми производителями переносных аудиомагнитофонов, например, Sony, Saba, и Fi-cord.

Двухблочный Sony SSA-905:


А в середине 70-х фирмы Sony и Panasonic применили кредлы и для видеомагнитофонов.


Sony AV-8500 на кредле:


В данном случае кредл содержал в себе не только зарядное устройство, но и блок цветности. Без него видеомагнитофон воспроизводил только черно-белое изображение. Впрочем, это было уже после ЛОМО ВК1/2, так что приоритет установки видеомагнитофона в кредл однозначно у сумрачных гениев из Ленинграда.


А кредл непрост, ох непрост!
Он содержит в себе... двигатель:


На фото видно ротор двигателя. При установке переносной части видеомагнитофона в кредл встроенный двигатель постоянного тока отстыковывается от ЛПМ, и вместо него механизм приводится в движение многофазным мотором, расположенным в кредле. При этом появляются режимы перемотки вперед и назад, отсутствующие у переносной части.
До такого больше никто из производителей видеомагнитофонов не додумался!

Но если бы особенности ЛОМО ВК 1/2 этим ограничивались...
Приёмный подкатушечник видеомагнитофона расположен на поворотном рычаге. Если подкатушечник в левом положении, на видеомагнитофон устанавливаются катушки диаметром 13 см, и механизм можно закрыть штатной крышкой. Если же подкатушечник в правом положении, на видеомагнитофон можно поставить катушки диаметром 18 см, но крышка при этом не закрывается.
Подобный узел в тех же целях применялся в аудиомагнитофонах в 60-е годы фирмами Carad и Scilly, однако в видеомагнитофонах ничего подобного мне не встречалось.

Carad R59:


Но и это ещё не всё! Легким движением руки... брюки превращаются... Лёгким нажатием на кнопку без надписи черно-белый видеомагнитофон ЛОМО ВК 1/2 превращается... в монофонический аудио-магнитофон!
ЛОМО ВК 1/2 имеет два тракта заправки ленты. Если ленту шириной 1/2 дюйма заправить вокруг вращающейся головки, получается чёрно-белый видеомагнитофон.


Но на магнитофон можно установить и катушки с лентой шириной 6,3 мм, лента заправляется по короткому тракту:


Выпускались как двухдорожечная, так и четырёхдорожечная версии магнитофона, однако аудио-тракт был только монофонический.

При этом в аудио-режиме приёмная катушка должна устанавливаться на правый подкатушечник через специальный переходник:



Собственно, не секрет, откуда чёртовы гении из ЛОМО позаимствовали идею двойного тракта.


Akai X-500, он же Roberts 1000, 1969-й год:


Единственный аппарат в своём роде - чёрно-белый катушечный видеомагнитофон и стереофонический аудио-магнитофон в одном флаконе.
Однако в Akai X-500 и аудио и видеолента имели одинаковую ширину, 6,3 мм.
Совместить в видеомагнитофоне два тракта под ленту разной ширины додумались только в Ленинграде!

В интернетах пишут про ещё один видеомагнитофон с подобным техническим решением - Юпитер-205, выпускавшийся опытными партиями с 1974-го года киевским заводом "Коммунист". Аналогично ЛОМО ВК 1/2, в Юпитере-205 был совмещён видео-тракт под 1/2 дюймовую летну с монофоническим четырёхдорожечным аудио-трактом под ленту 6,3 мм. Существенное отличие - в Юпитере-205 БВГ установлен под наклоном, а подкатушечники находятся на одном уровне, поэтому нет необходимости в проставке для установки приёмной катушки под ленту 6,3 мм.

К сожалению, судя по всему, ни одного экземпляра этого чудища не сохранилось.

Следует так же упомянуть, что ЛОМО ВК 1/2 в качестве контрольного монитора мог комплектоваться телевизором Юность-2:


Советские телевизоры, в основной своей массе, не имели видеовходов и видеовыходов. Поэтому для использования в качестве контрольного монитора телевизор Юность-2 дорабатывался, в него ставилась плата сопряжения:

Какое простое и изящное решение! (на самом деле нет) Но на фоне общей упоротости конструкции видеомагнитофона это уже не более чем лёгкие штрихи к портрету.

По слухам, ВК 1/2, несмотря на всю экзотичность конструкции, выпускался до второй половины 80-х годов. Всего было выпущено около 8000 экземпляров.
Восстановление работоспособности ВК 1/2 сильно затрудняется широким использованием роликов и ремней из популярного на ЛОМО полиуретана. К сожалению, этот материал гарантированно не выдерживает испытания временем.