А вот вам, братцы,
Повод постебаться:
Чудище мериканское,
Заокиянское!
Унутри у агрегата 
Диковин богато!
Чтобы запустить,
Надо ручку крутить.
Ленту мотает,
Музыку играет,
Хоть польку, хоть гопак.
А зовут его - Тапак.
Для ушей услада.
Но немного надо
Его починять...
А всё почта,
Бл..дь!

Американский магнитофон с патефонным приводом Travis Tapak Newsmaker, монстрик производства нью-йоркской фирмы Broadcast Equipment Specialities corp:


Ручка для переноски одновременно является заводной ручкой патефонного механизма.

Аппарат прекрасно сохранился, и вся комплектация на месте:


Крупным планом, кристаллический микрофон и... фонарик! :-))


Фонарик предназначался для проверки остатка ленты при отсутствии освещения. Торец фонарика с кнопкой торчит наружу корпуса, поэтому можно было открыть лючок в крышке, и, нажав кнопку на фонарике, посмотреть, сколько израсходовано ленты и не пора ли подзаводить пружину.
К сожалению, в фонарике 60 лет назад были оставлены батарейки, и как их теперь оттуда вынимать, пока непонятно. :-((
Индикатор завода пружины, мягко говоря, оригинальный - на приёмную катушку нанесены красные кольцевые метки, примерно соответствующие заполнению ленты на 5, 10 и 15 минут работы. Когда лента наматывается до очередной метки, нужно подзавести механизм. Предполагается, что при установке ленты механизм полностью завели.

ЛПМ, мягко говоря, неклассический:


Разве что переключатель воспроизведение/запись более-менее типовой для магнитофонов тех лет. :-))


А вот привод, пожалуй, один из самых необычных:


Диск со стробоскопическими метками - аналог тонвала. Через обрезиненный ролик на поворотной кочерге вращение передаётся непосредственно на внешний слой магнитной ленты на приёмной катушке. Кочерга одновременно служит переключателем режимов ЛПМ, и имеет три положения - обратная перемотка, стоп и рабочий ход. 
Приёмная катушка расположена на подпружиненном рычаге, и в режиме рабочего хода прижата к обрезиненному ролику. Таким образом из механизма исключён фрикционный привод подмотки. Время работы на полном заводе пружины - порядка 6-ти минут.
Для снижения детонаций привод дополнен массивным маховиком.
К сожалению, данная кинематическая схема имеет существенный недостаток - при короблении ленты, или при наличии склеек намотка происходит неравномерно, что приводит к колебаниям приёмной катушки на рычаге, и, как следствие, росту детонации. Для борьбы с этим эффектом в специальную киношную версию магнитофона в 1955-м году был добавлен стабилизирующий паразитный ролик. Что увеличило время разгона ленты до рабочей скорости до 3...4-х секунд. В серийные магнитофоны этот узел не устанавливался.


Tapak - один из очень немногих магнитофонов с патефонным приводом, имевших привод обратной перемотки непосредственно от пружинного механизма, что положительно сказывалось на равномерности укладки ленты. Помимо Tapak, такое решение было только в австралийском магнитофоне CEB и советском Днепре-8. В остальных репортерских магнитофонах того времени обратная перемотка либо отсутствовала вообще, либо выполнялась вручную.

Откидная стирающая головка на основе постоянного магнита:


При переводе кочерги в режим рабочего хода стирающая головка, если её предварительно повернуть в рабочее положение, фиксируется специальной пружиной.

Инструкция по эксплуатации:


Магнитофон выпускался с 1952-го года. Данная модификация - поздняя, датирована 1956-м годом. Большая часть схемы уже собрана на микро-лампах, имеется контрольный динамик и ГСП на транзисторе. Ранняя модификация была собрана на лампах 3V4, контрольного динамика не имела, а подмагничивание осуществлялось постоянным током.
Питался магнитофон от анодной батареи Radio B-battery на 67,5 В, и двух батарей "D" на накал. Анодной батареи хватало на 40 часов записи, накальной - на 20 часов. В модификациях 56-го года анодных батарей две. 
Стоило это удовольствие от $250 до $400 в зависимости от комплектации. Данная модель, Duplex Newsmaker, в 1956-м году стоила $350. Самая продвинутая версия, Triple Newsmaker, имела стрелочный индикатор уровня записи. У моделей попроще индикатором уровня записи служила неоновая лампа.

Скорость движения ленты 19 см/сек, АЧХ 100...9000 Гц, динамический диапазон 57 Дб.
Вес порядка 8 кг. Максимальный диаметр катушки с лентой - 13 см.

В отличие от модели 1952-го года, записывавшей звук на всю ширину ленты, модели 1956-го года двухдорожечные. Однако из-за особенностей ЛПМ необходимо использовать специальную катушку с одной боковиной, иначе её нельзя будет установить на приёмный узел для записи на обратную сторону.

Магнитофон использовался, в основном, на радиостанциях, но были и случаи применения при производстве кинофильмов. Всего было изготовлено несколько сот экземпляров.

Основным недостатком было плохое сцепление обрезиненного ролика с тонвалом и с лентой.


Забавно, что в рекламе от 1955-го года среди достоинств Newsmaker-а перечислены следующие:
Нет аккумулятора.
Не требуется зарядка.
Нет ломучего вибро-преобразователя.
Нет ненадёжного и шумного электродвигателя.
Это явно отсылка к первому американскому репортерскому магнитофону, Stancil Hoffman. :-)))) Видимо, его "милые" особенности к 1955-му году достали многих. :-)))